Предложения кредитных потребительских кооперативов регулятору по итогам конференции в Ялте "Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия"
Е. Леонтьева
Журнал "Микроfinance+", N 3, июль-сентябрь 2015 г.
10-11 июня 2015 года в Ялте состоялась конференция НАУМИР "Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия"
В рамках конференции были организованы круглые столы между участниками всех сегментов микрофинансового рынка "Наш вопрос регулятору", на которых обсуждались наиболее важные и актуальные на сегодняшний день вопросы, касающиеся непосредственно их деятельности, регулирования и взаимодействия с регулятором.
По итогам проведенных круглых столов участники рынка подготовили и озвучили свои практические рекомендации для Банка России. В частности, со стороны кредитных потребительских кооперативов были сформированы следующие вопросы и предложения:
1. Указание Банка России от 14.07.2014 N 3322-У "О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам" предусматривает обязательность формирования в бухгалтерском учете на 31 декабря 2015 года резервов на возможные потери по займам в размере не менее 30% от установленной в соответствии с Указанием суммы резервов на возможные потери по займам.
В связи с этим требованием кредитные кооперативы обращают внимание Банка России на следующие обстоятельства:
- Требование формировать резервы на возможные потери по займам (далее - РВПЗ) ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками кредитного кооператива обязательств по займам не учитывает возможной задержки поступления денежных средств по банку, тем самым несмотря на произведенный заемщиком в конце квартала платеж по займу кредитный кооператив вынужден нередко формировать РВПЗ с учетом того, что соответствующие суммы на последнее число квартала на его расчетный счет не поступили, а затем при реальном поступлении этих средств уже в следующем квартале восстанавливать резервы в соответствующей сумме. При этом те кредитные кооперативы, которые находятся на упрощенной системе налогообложения (6% с дохода) платят налог на прибыль дважды: один раз с общей суммы доходов, включая те средства, которые пойдут на формирование РВПЗ, и затем с суммы восстановленного резерва. В связи с этим кредитные кооперативы просят рассмотреть вопрос о возможности "отсроченного формирования" РВПЗ и обращают внимание Банка России на то, что требование формировать в бухгалтерском учете РВПЗ на конец 2015 года в размере 30 процентов от установленной в соответствии с Указанием суммы резервов на возможные потери по займам для многих из них станет непосильной задачей и приведет к возникновению убытков в балансе по итогам года, что в соответствии со статьей 123.3 Гражданского кодекса Российской Федерации повлечет необходимость внесения членами кооператива дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Таким образом, в связи с риском массового ухода с рынка кредитных кооперативов, не способных выполнить указанный норматив (тем более после экономического кризиса и в условиях ужесточения санкций), кредитные кооперативы предложили рассмотреть возможность отсрочки применения данного норматива.
2. Введение в законодательство о банкротстве особых норм о банкротстве кредитных кооперативов как финансовых некоммерческих кооперативных организаций сыграло большую роль в обеспечении защиты интересов пайщиков кредитных кооперативов - физических лиц. В то же время следует обратить внимание на следующие моменты:
- ранее широко использовавшаяся возможность мирового соглашения в процедурах банкротства кредитного кооператива на сегодняшний день практически исключена, так как пунктом 1 статьи 160 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения. Однако кредиторами первой очереди в кредитном кооперативе являются его пайщики - прежде всего те физические лица, которые передали в кооператив свои личные сбережения. Тем самым возможность для них заключить мировое соглашение и получить хотя бы часть от переданных в кредитный кооператив средств исключена: либо им возвращается все, что практически невероятно, либо им отказывают в мировом соглашении, в связи с чем процедуры банкротства затягиваются и даже те небольшие суммы, которые могли бы быть возвращены пайщикам, тратятся на содержание арбитражных управляющих, текущие платежи, расходы по ведению процедур банкротства;
- кредитные кооперативы выведены из процедур финансового оздоровления, что представляется весьма неоднозначным решением, так как в процессе финансового оздоровления могут быть с меньшими для кооператива и его пайщиков потерями найдены пути восстановления его платежеспособности, нежели в конкурсном производстве;
- важно предусмотреть в нормативных документах Банка России, что нарушения не всех финансовых нормативов свидетельствуют о несостоятельности кредитного кооператива.
3. Кредитные кооперативы просят Банк России уточнить перечень и порядок расчета финансовых нормативов (некоторые из них трудно контролируемы), а также при введении новых нормативов оценивать, сколько организаций рискуют уйти с рынка в связи с отсутствием источников для их выполнения. Предлагается проводить соответствующую оценку, прогноз возможных последствий для участников рынка с помощью саморегулируемых организаций участников рынка.
4. Кредитные кооперативы просят учесть интересы и возможности малых кредитных кооперативов (например, с активами до 2 млн. рублей), упростив требования к ведению ими отчетности, экономическим нормативам.
5. Кредитные кооперативы просят Банк России учесть при обсуждении предложений по введению требований к деловой репутации учредителей, членов органов кредитного кооператива, его сотрудников экономические возможности кредитных кооперативов и значительно более ограниченный перечень осуществляемых ими операций по сравнению с теми, которые возможны для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.п. Следует также учесть, что председатель кооператива (председатель правления кооператива), ревизионная комиссия, правление являются выборными органами, формируются исключительно из числа пайщиков кредитного кооператива, и слишком сложные процедуры согласования кандидатур для участия в них фактически сведут к нулю кооперативную демократию, превратят кредитный кооператив в мини-банк либо просто вынудят его прекратить свою деятельность в связи с невозможностью найти в удаленных и труднодоступных населенных пунктах тех лиц, которые могут удовлетворять требованиям по квалификации, опыту работы и деловой репутации.
6. Кредитные кооперативы просят Банк России предусмотреть возможность защиты сбережений переданных в кредитные кооперативы средств физических лиц от риска их потерь в связи с лишением лицензии обслуживающего кредитный кооператив банка: представляется необходимым создать дополнительные гарантии в этих случаях сохранности сбережений физических лиц - членов кооператива.
7. Кредитные кооперативы просят Банк России ускорить рассмотрение вопроса об изменении Указания Банка России от 7 октября 2013 года N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", так как даже при банковской комиссии в размере 0,3% (тогда как в большинстве банков комиссия в разы больше) кредитные кооперативы несут потери в размере сотен тысяч рублей в год, тем самым лишаясь возможности снижения для пайщиков процента по предоставляемым займам. Подобная ситуация нарушает равные конкурентные возможности участников микрофинансового рынка и банков как профессиональных кредиторов, снижает возможности повышения доступности финансово-кредитных услуг для потребителей.
8. Кредитные кооперативы просят Банк России рассмотреть вопрос о возможности систематизации информации, предоставляемой ими и их саморегулируемыми организациями в Банк России: выработки единого формата обращений Банка России, группировки возможных запросов по степени обязательности и срочности. Это помогло бы, в свою очередь, систематизировать вопросы взаимодействия участников рынка и Банка России и повысить его эффективность.
В ответ на данные предложения кредитных потребительских кооперативов получен официальный ответ от и.о. начальника главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Федорова С.Л.
Примечание. Ответ Банка России
Ответ Банка России размещен по ссылке http://www.rmcenter.rU/files/2015/7/otvet_cb_1507.pdf.
Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности (далее - Главное управление) рассмотрело обращение Национального партнерства участников микрофинансового рынка от 22 июня 2015 года N 41/01-01 и сообщает следующее.
В отношении изменения порядка формирования кредитными потребительскими кооперативами (далее - КГПС) резервов на возможные потери по займам, установленного Указанием Банка России от 14 июля 2014 года N 3322-У "О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам" (далее - Указание N 3322-У), сообщаем, что целесообразность увеличения переходного периода в настоящее время обсуждается Главным управлением с участием представителей саморегулируемых организаций КПК (далее - CPO КПК), и решение по данному вопросу будет принято дополнительно с учетом складывающейся ситуации, анализа отчетности КПК за 2014 год, а также расчетов и обоснований, представленных объединениями КПК, в том числе CPO КПК, и подтверждающих необходимость изменения сроков указанного переходного периода. Результаты первичной обработки информации и предложения по корректировке Указания N 3322-У будут представлены для обсуждения на ближайшем совещании СРО KHK с Банком России.
По второму вопросу сообщаем, что изложенные предложения будут приняты во внимание в ходе работы по дальнейшему совершенствованию норм, регулирующих процедуры банкротства КПК.
По третьему вопросу в отношении корректировки обязательных нормативов КПК сообщаем, что 24 июня 2015 года одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направлен на подписание Президенту Российской Федерации проект федерального закона N 469229-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым предлагается внесение следующих изменений в Федеральный закон от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (в части соблюдения кредитным потребительским кооперативом следующих финансовых нормативов):
1) соотношения величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);
2) соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);
3) соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену кредитного кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом;
4) соотношения величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);
5) соотношения задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов и кредитов от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);
6) соотношения задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитному кооперативу второго уровня, и части пассивов кредитного кооператива, включающей в себя паевой фонд кредитного кооператива и привлеченные денежные средства кредитного кооператива;
7) соотношения части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом;
8) соотношения суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев.
По четвертому и пятому вопросам относительно применения дифференцированного подхода к надзору за деятельностью КПК в части упрощенных требований, предъявляемых к малым КПК, сообщаем, что Банком России концептуально поддерживается модель дифференцированного регулирования деятельности КПК. B настоящее время данная концепция учитывается при разработке проектов подзаконных актов Банка России. Данная концепция также использована при разработке требований по деловой репутации и квалификации органов управления и должностных лиц некредитных финансовых организаций, в том числе КПК. Перечень требований, которые будут предъявляться к органам управления и должностным лицам КПК, находится в стадии обсуждения, в ходе которого также изучены ваши предложения.
По шестому вопросу в части организации функционирования системы страхования личных сбережений и займов в КПК считаем необходимым отметить, что возможность формирования единой системы защиты сбережений членов КГПС (пайщиков) в настоящее время анализируется Банком России с учетом сложившейся специфики рынка кредитной кооперации. Обсуждение указанного вопроса ведется с участием представителей СРО КГПС и иных заинтересованных организаций, в том числе Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров как возможным участником системы защиты сбережений членов КГПС (пайщиков).
По седьмому вопросу информируем, что в целях сохранения доступности услуг некредитных финансовых организаций, в том числе КПК, для граждан и субъектов малого и среднего бизнеса Банком России подготовлен проект указания Банка России "О внесении изменений в Указание Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", учитывающий специфику деятельности указанных организаций, который в настоящее время проходит согласование с заинтересованными структурными подразделениями Банка России.
По восьмому вопросу сообщаем, что вопрос взаимодействия Банка России, КПК и СРО КГПС в части проведения проверок и сдачи отчетности регламентирован соответствующими указаниями и инструкциями Банка России. Вместе с тем сообщаем о готовности обсудить данные вопросы, в случае если их регламентация требует дальнейшего совершенствования, в рабочем порядке на ближайшем совещании Банка России с CPO КПК.
Напомним, все запросы в государственные органы и соответствующие ответы можно посмотреть на сайте РМЦ http://www.rmcenter.ru/isupport/enquiry/ и на портале "Микрофинансирование в России" http://www.rusmicrofinance.ru/news/enquiry/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР