"О саморегулировании" (интервью с Е. Чайковской, директором Департамента развития финансовых рынков Банка России)
Журнал "Микроfinance+", N 3, июль-сентябрь 2015 г.
- Чем продиктована необходимость появления Закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков"?
- Идея создания этого закона и усиления роли саморегулирования на финансовых рынках возникла еще на этапе формирования мегарегулятора. Предполагалось активное вовлечение саморегулируемых организаций (СРО) в разработку нормативного регулирования для участников финансовых рынков, установление правил профессионального поведения и надзора за их соблюдением. Закон "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков", принятый летом этого года, заложил основы функционирования СРО на финрынках и определил их роль в осуществлении поведенческого надзора.
- В чем основное значение принятого Закона для Банка России, участников рынка, потребителей финансовых услуг?
- Благодаря этому Закону, Банк России имеет возможность перейти от регулирования правилами к регулированию принципами, что может быть осуществлено через стандарты саморегулирования. Разработанные на основе наилучших практик поведения стандарты СРО, наряду с федеральными законами и нормативными актами Банка России, должны будут стать частью регулирования в отношении всех финансовых организаций, попадающих под действие закона. Это создаст условия для того, чтобы на рынке действовали правила поведения - прозрачные и понятные как для финансовых организаций, так и для потребителей их услуг.
Наличие стандартов должно обеспечить необходимый уровень унификации регулирования, снижение издержек профессиональных участников и, в конечном счете, стоимости их услуг для потребителей, а также будет способствовать оперативному изменению и совершенствованию методов и способов регулирования финансовых рынков. Кроме того, унификация регулирования облегчит потребителям сравнение условий и характеристик предлагаемых услуг и финансовых продуктов.
- Какое влияние Закон может оказать на развитие рынка и очищение от недобросовестных практик?
- Закон распространяется на деятельность 16-ти категорий некредитных финансовых организаций, объединенных в саморегулируемые организации. Обязательность членства в СРО, по нашему мнению, должна способствовать тому, чтобы участники финрынков при осуществлении своей деятельности в достаточной степени проявляли добросовестность и бдительность, в том числе - соблюдая установленные правила профессиональной деятельности. Вводимая система саморегулирования в определенной степени накладывает ответственность на сами НФО за качественное функционирование отрасли, будет способствовать развитию рынка и его очищению от недобросовестных практик.
Установление единых требований к разработке стандартов и осуществлению контроля СРО за своими членами, а также формирование действенной системы надзора за деятельностью саморегулируемых организаций позволят повысить прозрачность и эффективность этого института.
- Идея о необходимости такого Закона возникла еще в 2013 году. Насколько сильно поменялись положения законопроекта в процессе обсуждения, были ли барьеры при его прохождении и принятии?
- Основная сложность во время разработки Закона состояла в том, что его положения затрагивали все некредитные финансовые организации, и необходимо было соблюсти баланс интересов всех участников финансовых рынков, независимо от вида осуществляемой деятельности.
- Были ли учтены в Законе предложения профессиональных объединений?
- Проект документа в ходе работы над ним постоянно обсуждался с участниками финансовых рынков на площадке некоммерческого фонда "Аналитический центр "Форум". Такое взаимодействие в режиме постоянного диалога позволило "услышать голос рынка" и учесть при доработке законопроекта концептуальные предложения. В результате де-факто закон учитывает уже сложившуюся систему саморегулирования на рынке, что позволило создать механизмы, максимально сохраняющие функционирующие институты.
- Помимо базовых стандартов деятельности, обязательных для всех, СРО могут принимать внутренние стандарты. Таким образом, требования к членам в разных СРО одного и того же сектора рынка могут быть различны?
- Базовые стандарты являются источником правоотношений, которые должны быть урегулированы единообразно, то есть устанавливать единые требования к участникам финансовых рынков в части осуществления ими корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля, совершения операций на рынке. При этом, естественно, у саморегулируемых организаций должно оставаться поле для конкуренции. Таким полем фактически являются внутренние стандарты, которые делают членство в СРО более или менее привлекательным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР