Проблемы фондирования на рынке кредитной потребительской кооперации
А. Норов,
председатель Совета СРО НП
"Национальное Объединение Кредитных Кооперативов"
Журнал "Микроfinance+", N 3, июль-сентябрь 2015 г.
По данным госреестра, существует около 4000 кредитных потребительских кооперативов (далее - КПК) по реестрам Банка России, в состав саморегулируемых организаций (далее - СРО) входит немногим более 1500.
Система СРО КПК уже подтвердила свою необходимость. Благодаря ей в Банке России имеется объективная или "почти" объективная отчетность по КПК, входящих в СРО, что уже позволяет делать определенные выводы.
Тем не менее в настоящее время нет точных данных о количестве людей, участвующих в кредитной кооперации, тем более о социальных и территориальных слоях населения, об объеме привлеченных денежных средств от своих членов. Близко к истине будет 1,3 млн. членов, а суммарные активы 58 млрд. рублей, денежных средств населения в виде личных сбережений 42 млрд. рублей. Компенсационные фонды совокупно составляют 250 млн. рублей. Резервные фонды самих кооперативов 2 млрд. рублей. Паевые фонды в КПК 3,3 млрд. рублей. Есть и другие собственные средства в КПК в виде имущества и иных фондов.
То, что кредитная кооперация важный элемент финансовой системы страны, особенно в части финансовой доступности всех слоев населения, не должно вызывать ни малейшего сомнения.
Для ее эффективного и устойчивого развития необходимы следующие уровни объединений КПК на экономической основе.
Одной из структур системы кредитной кооперации может или должен являться кредитный кооператив 2-го уровня, задача которого поддержать ликвидность кооперативов и осуществлять фондирование своих членов.
На сегодняшний день всего зарегистрировано 7 КПК 2-го уровня, данные можно увидеть только по 4-м из них. Но можно по отрывочным данным посчитать, что их активы не превышают 500 млн. рублей, и объединяют они около 300 КПК, при этом некоторые КПК являются членами не одного КПК 2-го уровня.
По своей сути КПК 2-го уровня, такой же КПК, только без физических лиц. В основном они фондируют своих членов за счет перераспределения их же средств. А этих средств для удовлетворения потребностей КПК недостаточно. Поэтому и объем выданных займов не отражает реального спроса со стороны КПК. При этом стоимость ресурсов, получаемых от КПК 2-го уровня, дешевле, чем от пайщиков - физических лиц в КПК. Есть хороший пример взаимодействия с СМП Банком, но он не стал пока общеприменимым.
Поэтому важным сегодня является понять, что не дает развиваться этому элементу системы кредитной кооперации и что может в этом направлении решить регулятор и законодатель.
Требования по созданию и функционированию КПК 2-го уровня определены Законом N 190-ФЗ "О кредитной кооперации". Должен быть минимальный паевой фонд в размере 10 млн. рублей в течение месяца с момента создания, а в течение 12 месяцев с момента создания паевой фонд должен быть не менее 50 млн. рублей. При этом КПК-члены КПК 2-го уровня не могут разместить в нем более 10% от своих привлеченных средств на момент принятия решения о направлении средств в КПК 2-го уровня. То есть, чтобы КПК 2-го уровня мог работать, в КПК - его членах совокупный объем привлеченных средств от пайщиков - физических лиц должен быть не менее 500 млн. рублей. Затем, размещая временно свободные денежные средства в КПК по договору займа, опять необходимо соблюдать 10% норматив, и если будет превышение, то в этом случае средства в КПК 1-го уровня не работают на систему. Поэтому необходимо увеличить допустимый норматив до 20-25%.
Сдерживающим фактором является возможность выполнения не в полном объеме порядка размещения средств резервного фонда КПК первого уровня и иногда в ущерб ликвидности, КПК выдают их в займы с целью получения большей доходности.
Порядок размещения средств резервного фонда кредитных кооперативов, определенный в Приказе Министерства финансов РФ от 22.07.2010 N 78-н практически не соблюдался большинством КПК, особенно в части размещения в ценные госбумаги, которые за три года дали чистый убыток в размере 18%, а в декабре 2014 года при продаже он составил бы 30%.
Основным инструментом размещения были вложения в депозиты банков, имеющих соответствующий рейтинг и в КПК 2-го уровня, а остальные средства в кассе или расчетном счете.
Очевидно, что именно развитие КПК 2-го уровня позволит кредитным кооперативам устоять в условиях "турбулентности" на финансовом рынке, а реализация ст. 33 п. 9 Закона N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", разрешающая приобретать доли в уставном капитале или акции российских кредитных организаций, в размере не более 20% от актива КПК 2-го уровня, даст возможность встраивания кредитной кооперации в технологии пластиковых продуктов, платежных систем и других современных инструментов, позволяющих членам КПК получать соответствующие услуги.
Заставить все КПК стать членами КПК 2-го уровня будет неправильно, согласно Закону, членство добровольное. Но создание условий, экономически и административно выгодных для КПК, стали бы побудительной мотивацией.
Существует проект Указания Банка России о порядке размещения средств резервных фондов, который не только позволит КПК размещать до 50% средств резервного фонда в КПК 2-го уровня, если его паевой фонд более 50 млн. рублей, а до 30% резервного фонда на депозит банка и до 30% в государственные ценные бумаги. Если увеличить объем размещения резервного фонда в КПК 2-го уровня, это позволило бы КПК избежать размещения средств резервного фонда в ценные бумаги. КПК первого уровня в большинстве своем имеют маленькие резервные фонды, и работа с ценными бумагами будет для них неэффективной. Порядок размещения этих средств КПК 2-го уровня должен позволить до 50% разместить в депозиты банков, а остальные 50% размещать в ценные бумаги и дать возможность, при необходимости, давать займы КПК, своим членам, и только для покрытия "кассового разрыва".
Это фондирование позволит кооперативам иметь определенный объем оперативной ликвидности.
Через мотивированное участие КПК в размещении части средств резервного фонда в КПК 2-го уровня возможно достижение необходимого размера активов, чтобы банки смогли в более эффективных объемах работать с КПК 2-го уровня по фондированию.
Кредитные кооперативы находятся не в лучшей стадии своего развития, и поэтому нужны разумные механизмы регулирования, способствующие укреплению и развитию кредитной кооперации, как необходимого элемента финансовой системы страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР