"Рецепт успеха - это верная стратегия и кооперация с партнерами" (интервью с О. Кисляк, председателем Совета директоров АО "Банк "Воронеж")
Подготовила
Т. Исаева
Журнал "Микроfinance+", N 3, июль-сентябрь 2015 г.
- Олег Николаевич, считается, что банкиры - люди консервативные и их непременные атрибуты - деловой костюм, комфортный автомобиль, а Вы приехали сегодня на интервью в кожаной куртке и аккуратно припарковали свой байк. Отчего увлечение байкерством, не хватает драйва, адреналина в банковской деятельности?
- Банковская деятельность интересна и насыщена событиями, особенно в последнее время. А увлечение такое появилось довольно давно, просто люблю скорость, мобильность, интересные путешествия и яркие впечатления. Поэтому научился совмещать ответственное, консервативное отношение к банковскому делу и некое жизнелюбие, выраженное в получении адреналина в байкерстве, в мобильности.
- Мобильность очень важна для современного ритма жизни и бизнеса. Но езда на мотоцикле требует еще и постоянной концентрации внимания.
- Безусловно. С одной стороны, ты мобилен, но с другой стороны - ты всегда сконцентрирован и всегда стратегичен. Потому что, по сути, езда на мотоцикле - это необходимость предугадывать не только свое движение, характер дорожного покрытия, но еще и стараться предугадывать поступки других участников дорожного движения и пешеходов. Так что мотоциклисту не так легко живется на свете. Действительно, приходится просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.
- Если заговорили о стратегии, хотелось бы узнать Ваше мнение как банкира о стратегии банковского сектора в целом. Ваши ожидания?
- На сегодняшний день, если рассматривать какие-то более или менее жизнеспособные, актуальные банковские стратегии, то можно и нужно говорить о тех стратегиях, которые предусматривают объективные изменения в средней и долгосрочной перспективе. Необходимо учитывать изменения потребительских предпочтений: те демографические изменения среди наших потребителей, которые будут происходить в ближайшее время; а также технологические изменения, которые будут происходить и уже сейчас происходят на наших глазах.
- То есть качественно меняется аудитория потребителей финансовых услуг?
- Мы видим, что среди потребителей финансовых услуг среди банковских клиентов, среди клиентов небанковских финансовых организаций увеличивается доля людей в возрасте 20-40 лет. Тех людей, которые на сегодняшний момент являются наиболее активной и наиболее прогрессивной клиентской аудиторией. Они привыкли работать со смартфонами, привыкли получать информацию через Интернет. Начинают ценить свое время и удобство, ценить сервис, предоставляющий услуги здесь и сейчас. Это те люди, которые привыкли пользоваться электронными каналами получения услуг. И по мере демографических изменений доля таких потребителей будет все больше и больше возрастать. И это касается не только нашей страны, это общемировая тенденция.
- И современные гаджеты в самое ближайшее время прочно войдут в инфраструктуру получения финансовых услуг?
- Да, будущее за теми финансовыми институтами, в частности банками, которые в своей практике будут внедрять как можно большее количество электронных услуг, электронной коммерции, связанных с предоставлением финансовых продуктов и услуг дистанционно.
- И банкам с многолетней историей, хорошей репутацией, качественным традиционным сервисом также будет необходимо перестраивать бизнес? Что в этом направлении планируете развивать в Банке "Воронеж"?
- Опираясь на наше видение общих тенденций, Банк "Воронеж" как раз последние несколько лет выстраивал свою стратегию перевода традиционного банковского бизнеса в более прогрессивный, в более перспективный, связанный с электронной коммерцией, с транзакционным бизнесом, с предоставлением услуг клиентам, юридическим лицам, которые являются агрегаторами для финансовых институтов. Например, это платежные системы, сети платежных терминалов, системы денежных переводов.
- В сотрудничестве с какими партнерами Банк "Воронеж" планирует осуществлять свое стратегическое развитие?
- В процессе осмысления и начала реализации стратегии, направленной на развитие электронной коммерции, банком рассматривались различные системы денежных переводов, различные агрегаторы платежных услуг. И так исторически сложилось, что акционеры и менеджеры банка нашли наибольшее понимание в своих подходах к ведению бизнеса с акционерами, с менеджментом платежной системы БЭСТ и системы "Кредит-Пилот".
Соответственно банк начал организовывать и практиковать создание совместных рабочих групп по внедрению проектов, связанных с электронной коммерцией, с представителями платежной системы БЭСТ и системы "Кредит-Пилот".
- Уже есть первые результаты?
- Да. Команде есть, чем гордиться: за год совместной работы были достигнуты значительные результаты. Прежде всего следует отметить, что в апреле 2015 года платежная система БЭСТ была признана Банком России национально значимой. И Банк "Воронеж" определен как один из расчетных банков платежной системы БЭСТ.
- Это действительно весомый результат. И, видимо, уже появились новые финансовые продукты для потребителей?
- Конечно, за это время было запущено несколько достаточно перспективных, уникальных продуктов для потребителей физических лиц.
Банк "Воронеж" стал эмитентом электронных денег. Мы смогли стать прямыми партнерами Билайна по переводу денежных средств со счетов абонентов Билайна на лицевые счета абонентов других операторов и на счета пластиковых карт, эмитируемых различными банками.
Этот сервис является на сегодняшний день достаточно уникальным. И мы видим в этом наши возможности по дальнейшему стратегическому развитию Банка.
- Журнал "Микроfinance+" не может не спросить о финансовых продуктах для микрофинансовых институтов. Рассматриваете ли Вы возможности сотрудничества?
- Платежная система БЭСТ и система "Кредит-Пилот" в партнерстве с Банком "Воронеж" готовы расширять сотрудничество с микрофинансовыми организациями, для которых мы предлагаем финансовые продукты и услуги. Прежде всего это оказание услуг по выдаче займов на пластиковые карты, как эмитируемые Банком "Воронеж", так и эмитируемые другими банками. А также услуги по погашению займов через платежные терминалы и партнеров системы "Кредит-Пилот". На сегодняшний день у нас достаточно большое количество точек присутствия. Система БЭСТ представлена в более чем 49 000 пунктах обслуживания по СНГ. Подробнее можно узнать на веб-сайте Банка "Воронеж".
- Вы упомянули о точках присутствия партнеров в странах СНГ. Как развивает Банк "Воронеж" направление международного сотрудничества?
- Мы активно наращиваем бизнес, связанный с открытием корсчетов, как российскими, так и зарубежными банками. На сегодняшний день Банк открывает корсчета в различных банках стран СНГ: Киргизия, Азербайджан, Таджикистан, что дает возможность нашим клиентам и клиентам платежной системы БЭСТ осуществлять в достаточно комфортном режиме быстрые и удобные трансграничные платежи как из России в страны СНГ, так и из стран СНГ в Россию. Это тоже один из элементов развития нашей стратегии.
- Можно сказать, что рецепт успеха - это верная стратегия и кооперация с партнерами?
- Да, мы определили стратегию, нашли партнеров с близким нам подходом к бизнесу и поступательно пытаемся выстраивать эту работу.
И мы всегда должны быть готовы к каким-то шоковым проявлениям, к каким-то неожиданностям. Начиная от макроэкономических явлений, заканчивая разными негативными действиями со стороны отдельных клиентов, заемщиков, отдельных контрагентов, партнеров.
- Получается, что жизнь банкира в определенной степени похожа на жизнь байкера? Приходится выбирать стратегию движения, лавировать и нивелировать негативные последствия от действий других участников движения на дороге?
- Да, и иногда даже тех, которые едут не по соседней полосе, а едут на десятой полосе от нас, но аварии с ними вызывают общую пробку на дороге.
- Если заговорили о дорогах, насколько я знаю вы путешествовали по различным странам, по различным дорогам, поделитесь Вашими наблюдениями, какие страны посетили, что запомнилось?
- Не так давно ездил на мотоцикле в Грецию. Дорога заняла несколько дней. Проехал через Беларусь, Польшу, Венгрию, Албанию.
- И в этом случае Вы были потребителем трансграничных финансовых услуг. Если не секрет, Вы брали с собой наличные или пользовались пластиковой картой?
- В Албании расчеты в основном наличными. А в остальных странах пластиковая карта Банка Воронеж не подводила.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР