Процессная автоматизация ... В чем нюанс?
Д. Аверьянов,
управляющий процессным офисом "Аксиома-Авес"
Журнал "Микроfinance+", N 3, июль-сентябрь 2015 г.
Автоматизированное предприятие, какое оно?
- Это предприятие автоматизировано? (Рис. 1)
- Вполне, - ответит читатель, и будет прав!
- А вот это? (Рис. 2)
- И это автоматизировано!
Вот ... оба этих предприятия автоматизированы, но, как говорится, есть нюанс!
Разница заключается в том, что конкретно на том или ином предприятии автоматизировано. Если детально разобраться, в первом случае на предприятии автоматизирован учет; во втором случае автоматизирована сама деятельность - цепочка действий, приводящих к появлению продукта для потребителя, которую принято называть бизнес-процессом.
- Ну а причем тут микрофинансовая организация? - спросит читатель.
- МФО ведь не завод!
Да, МФО не завод, но так ли серьезно отличаются эти два предприятия в подходе к автоматизации бизнес-процессов, если именно так мы поставим задачу. На заводе основную работу выполняют роботы - станки с программным управлением. Теперь постараемся разобраться, что происходит в МФО.
Для примера рассмотрим действия сотрудника по работе с просроченными займами, после того как он пришел на работу, включил компьютер и вошел в учетную систему, где ведется учет выданных займов.
- Найти в учетной системе договоры, которые вчера еще проблемными не были, но сегодня уже ими стали.
- Принять в работу новые проблемные договоры.
- Разобраться, какие события произошли с договорами в работе за последние сутки.
- Выбрать договоры, которые изменили свое состояние, и по которым теперь нужно предпринять какие-либо действия.
- Ранжировать эти договоры по важности.
- Выбрать наиболее важный и начать работать с ним:
- назначить себе и подчиненным последовательность задач;
- проверить полноту данных для выполнения задачи;
- выполнить задачу.
- Перейти к другому договору.
В этой схеме работы сотрудника жирным шрифтом выделена та часть алгоритма, ради выполнения которой его брали на работу, - квалифицированное выполнение конкретной задачи, требующее непосредственное использование человеческого интеллекта. Все остальное в схеме - это технологический шум, трата ценного времени сотрудника на сопутствующие действия по организации собственной работы. Ситуацию усугубляет еще и то, что даже на "Выполнить задачу" - еще не факт, что нужно тратить рабочее время человека. Вполне может быть, что надежнее и быстрее какому-нибудь действию будет "выполниться само-собой".
Пример?! Пожалуйста! В контексте рассматриваемого вопроса это может быть задача "подготовить претензию" - уж как быстрее и лучше справится с этим программный робот, чем сотрудник, который будет методом "копи-паста" долго и нудно править копию какого-нибудь старого дела, сделав попутно еще десяток-другой ошибок, потребующих потом еще пару раз переделать документ.
Теперь вспомним про завод и станки с ЧПУ, как они работают? Всем алгоритмом их действий, включая систему механических приводов, управляет специальная компьютерная программа, заранее заложенная в процессор станка. А можем ли мы представить, чтобы таким же образом запрограммировать и заставить автоматически функционировать и бизнес-процесс управления займом, начиная от момента поступления заявки клиента и заканчивая (при необходимости) самым сложным случаем возврата денег обратно?
Да! На сегодняшний день мы уже можем помыслить о такой степени роботизации предприятия, в том числе в сфере микрофинансирования, путь к этому - экспертно-процессная система. Представьте себе графический редактор сценария работы, где можно от начала до конца заложить последовательность задач для работы с договором займа, определить для каждой задачи круг возможных исполнителей, настроить условия перехода по возможным направлениям жизненного цикла договора. А еще представьте графический редактор для экспертизы всего портфеля договоров, где можно определить всевозможные события в жизни каждого отдельного займа и назначить предписания, которые сама система будет выдавать ответственным за договор сотрудникам. Представьте набор специальных рабочих столов и планировщиков рабочего времени, оптимизированных для работы с текущими предписаниями сотрудников. И в завершение картины представьте, что программный робот сам выполняет большинство этих предписаний и задач. А люди ... люди временами подходят к монитору посмотреть на показатели работы системы и подумать, что бы еще "подкрутить" в сценарии работы предприятия, чтобы сделать эти показатели еще выше, еще эффективнее.
Представили? Теперь приходите к нам, мы покажем, как это реализуется на практике!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР