Реструктуризация долгов гражданина: порядок и последствия введения
О.А. Макарова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого
права Санкт-Петербургского государственного университета
И.А. Гаврилова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового
права НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 9, сентябрь 2015 г.
В соответствии со ст. 213.2 ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г.) "О несостоятельности (банкротстве)"*(1) (далее - Закон о несостоятельности) при рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение. Необходимо отметить, что Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(2) внес многочисленные изменения в действующее законодательство, в том числе и в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и большая часть изменений вступит в силу только с 1 октября 2015 г. Помимо того, что ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в отношении физических лиц будет действовать на территории России лишь с 1 октября 2015 г., также важным изменением является передача дел о банкротстве физических лиц из судов общей юрисдикции в арбитражные.
Под реструктуризацией долгов гражданина понимается реабилитационная процедура, целью которой являются восстановление платежеспособности гражданина и погашение его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
Арбитражным судом проводится заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом, по результатам которого арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;
о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;
о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Определение о признании обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов выносится в случае:
если требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности (п. 2 ст. 213.3);
заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа соответствуют по содержанию требованиям ст. 213.5 Закона о несостоятельности;
требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными и не удовлетворены гражданином на дату заседания суда;
доказана неплатежеспособность гражданина.
Определение о признании обоснованным заявления гражданина о признании его банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина выносится в случае, если:
заявление гражданина о признании гражданина банкротом соответствует по содержанию требованиям, предусмотренным ст. 213.4 Закона о несостоятельности;
доказана неплатежеспособность гражданина. Если под неплатежеспособностью должника - юридического лица закон понимает прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств (при этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное), то под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей*(3).
Статья 213.6 Закона о несостоятельности перечисляет обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых гражданин предполагается неплатежеспособным, если не доказано иное.
Первое. Гражданин прекратил расчеты с кредиторами, т.е. перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил.
Второе. Более чем 10% совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены.
Третье. Размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования; иными словами, имеет место недостаточность имущества гражданина.
Четвертое. Наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание (ст.ст. 46, 47 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"*(4)).
Если гражданин может предоставить документы, подтверждающие источник его дохода, поступление денежных средств гражданину (договоры с платежными документами, решения судов о взыскании задолженности в пользу гражданина и т.п.) и сможет доказать, что полученных (или предполагаемых к получению) денежных средств будет достаточно для исполнения в полном объеме денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, он не может быть признан неплатежеспособным.
В деле о банкротстве гражданина обязательным является участие финансового управляющего (ст. 213.9 Закона о несостоятельности), поэтому в определении суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должно содержаться указание на решение об утверждении финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой утвержден финансовый управляющий). Финансовый управляющий полномочен действовать с момента вынесения определения суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.
Сведения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов подлежат опубликованию путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликованию в официальном издании (ст. 213.7 Закона о несостоятельности).
Последствия введения реструктуризации долгов гражданина, наступающие с даты введения реструктуризации, т.е. с даты вынесения судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов, предусмотрены ст. 213.11 Закона о несостоятельности.
Одним из основных последствий введения реструктуризации является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных ст. 213.11 Закона о несостоятельности.
С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов гражданин обязан подготовить и представить план реструктуризации его долгов. Какие-либо соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.
С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов кредитор вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме. Как следует из ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Закон о несостоятельности предоставляет кредитору право отказаться от исполнения договора, при этом речь идет только о тех случаях, когда требования кредитора должны быть исполнены в неденежной форме (например, передача имущества).
Сделки или несколько взаимосвязанных сделок, перечисленные в п. 5 ст. 213.11 Закона о несостоятельности, в ходе реструктуризации долгов гражданина могут совершаться им только с предварительного согласия финансового управляющего, выраженного в письменной форме. Это сделки, совершение которых может привести прямо или косвенно к изменению имущественного положения гражданина и нарушению прав его кредиторов. К таким сделкам Закон относит сделки:
связанные с приобретением, отчуждением или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;
сделки по получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;
по передаче имущества гражданина в залог.
Перечень таких сделок является закрытым.
Кроме того, как следует из п. 5 ст. 213.11 Закона о несостоятельности, с даты введения реструктуризации долгов гражданин не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц. Однако исходя из содержания указанного пункта закона имеются в виду не все юридические лица, а только корпоративные. Иными словами, такой гражданин не может быть учредителем (участником, акционером, членом) как коммерческих, так и некоммерческих корпоративных организаций. Согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах. Аналогичное положение содержится в ст. 7 ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(5), в соответствии с которой "участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах". Таким образом, Закон о несостоятельности вводит такой запрет на участие граждан в хозяйственных товариществах и обществах. Однако ГК РФ и специальные законы о производственных и потребительских кооперативах подобного запрета не содержат.
Можно полагать, что определения арбитражного суда о введении реструктуризации долгов гражданина должны быть направлены в регистрирующий орган, который на основании судебного акта о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов откажет в регистрации юридического лица с участием такого гражданина. Соответствующее основание для отказа в государственной регистрации должно быть указано в ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(6).
С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц. Вместе с тем п. 5 ст. 213.11 Закона о несостоятельности предусматривает, что в ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно ценных бумаг, долей в уставном капитале. Поэтому остается неясным, может ли гражданин приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц только с предварительного письменного согласия финансового управляющего либо гражданин вообще не праве совершать такие сделки. В любом случае нотариус, удостоверяющий сделки по приобретению долей в ООО, или держатель реестра, осуществляющий ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, могут получить информацию о гражданине - приобретателе долей (акций) через Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование в официальном издании информации об определении суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.
Согласно п. 5 ст. 106.5 ГК РФ член производственного кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива. Передача пая или его части гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается с согласия общего собрания членов кооператива. В этом случае другие члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки такого пая или его части. Можно полагать, что к моменту проведения общего собрания членов кооператива органами кооператива должна быть получена информация о гражданине, приобретающем пай в кооперативе, в отношении которого судом вынесено определение о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.
С даты введения реструктуризации долгов гражданин не вправе совершать безвозмездные для гражданина сделки. Установление такого запрета обусловлено тем, что в результате совершения таких сделок может произойти изменение имущественного положения гражданина и нарушение прав его кредиторов. Например, дарение является безвозмездной для гражданина сделкой, в результате которой гражданин утрачивает право собственности на имущество, передаваемое одаряемому, и имущественное положение гражданина ухудшается. Безвозмездным для гражданина может быть договор безвозмездного пользования имуществом (ссуда), по которому гражданин (ссудодатель) хоть и остается собственником данного имущества, но передает его во временное пользование другому лицу.
Согласно п. 1 ст. 174.1 ГК РФ "сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, в частности из законодательства о несостоятельности (банкротстве), ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом". Соответственно сделки гражданина, совершенные им с нарушением перечисленных выше ограничений и запретов, являются ничтожными.
Проект плана реструктуризации. Гражданин, кредитор или уполномоченный орган не позднее 10 дней с даты истечения двухмесячного срока, предусмотренного п. 2 ст. 213.8 Закона о несостоятельности, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации (ст. 213.12).
Если в установленный срок финансовым управляющим не получено ни одного проекта плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (ст. 213.24).
Финансовый управляющий представляет проекты плана реструктуризации на рассмотрение собрания кредиторов, к исключительной компетенции которого относятся принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина. Первое собрание кредиторов финансовый управляющий обязан провести не ранее чем через 20 дней с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган проекта плана реструктуризации долгов гражданина, но не позднее чем в течение 60 дней со дня истечения срока, указанного в п. 2 ст. 213.8 Закона о несостоятельности. Арбитражный суд вправе отложить его проведение до завершения рассмотрения требований кредиторов.
Требования к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации его долгов.
План реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего в совокупности следующим четырем требованиям, перечисленным в ст. 213.13 Закона о несостоятельности. Перечень этих требований является закрытым.
Первое - и основное - требование к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации долгов, заключается в том, что гражданин должен иметь источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов, а также представить сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов (ст. 213.15).
Во-вторых, гражданин не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики (имеются в виду преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные гл. 22 УК РФ) и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 7.17 КоАП РФ) либо за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), а также за неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ), хотя последнее правонарушение в п. 1 ст. 213.13 Закона о несостоятельности названо.
В-третьих, гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов, и, наконец, в-четвертых, последнее требование: план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
В плане реструктуризации долгов гражданина должны быть указаны сведения о фактах привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство;
об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости;
о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.
Об этих сведениях гражданин обязан уведомить кредиторов. При неисполнении гражданином этой обязанности арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.18 Закона о несостоятельности).
К плану реструктуризации долгов гражданина прилагаются документы, закрытый перечень которых указан в ст. 213.15 Закона о несостоятельности. В этот перечень, в частности, включаются:
сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов;
заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов и его соответствии требованиям, установленным ст. 213.13;
заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен конкурсным кредитором или уполномоченным органом.
Проект плана реструктуризации долгов гражданина одобряется собранием кредиторов. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (ст. 213.16 Закона о несостоятельности).
Одобренный собранием кредиторов план реструктуризации долгов гражданина подлежит утверждению судом при наличии условий, перечисленных в п. 1 ст. 213.17 Закона о несостоятельности, а именно: во-первых, после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с законом (ст. 5, ст. 213.27), во-вторых, после погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Согласно ст. 213.27 Закона о несостоятельности в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору*(7).
Если собранием кредиторов план реструктуризации долгов гражданина не одобрен, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы, и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем 50% размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа. В этом случае срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина должен составлять не более чем два года.
Арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае, если план реструктуризации не соответствует требованиям закона в отношении задолженности гражданина (п. 1 ст. 213.17), например, гражданином не удовлетворены требования по текущим обязательствам или не погашена задолженность перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
В утверждении плана реструктуризации долгов гражданина будет отказано в том случае, если гражданин не исполняет обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных п. 2 ст. 213.13 Закона о несостоятельности, т.е. не уведомляет кредиторов о фактах его привлечения к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство; об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении него, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости; о принятых решениях о признании его банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.
В утверждении плана реструктуризации долгов гражданина будет отказано в том случае, если собранием кредиторов нарушен установленный ст. 213.16 Закона о несостоятельности порядок принятия решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина.
В утверждении плана реструктуризации долгов гражданина будет отказано в случае наличия в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах (ст. 213.15) недостоверных сведений. Например, представлены недостоверные сведения в отношении перечня имущества и имущественных прав гражданина; недостоверные сведения об источниках дохода гражданина и т.п.
Наконец, в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина будет отказано в случае, если условия плана реструктуризации долгов гражданина противоречат Закону о несостоятельности (например, ст. 213.17), другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Например, условие плана реструктуризации о непропорциональном погашении требований и процентов на сумму требований противоречит ст. 213.14 Закона о несостоятельности о пропорциональном погашении в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица. Если такого согласия конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа не получено, условие плана реструктуризации о погашении его требований не в полном размере также противоречит Закону о несостоятельности.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
С учетом положений п. 2 ст. 213.19 Закона о несостоятельности планом реструктуризации долгов гражданина может быть предусмотрено, что требования и проценты на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа могут удовлетворяться как самим гражданином, так и третьим лицом.
План реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа только с их согласия.
В плане реструктуризации долгов гражданина устанавливаются порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина и критерии существенного изменения его имущественного положения.
В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение требований таких кредиторов за счет выручки от реализации предмета залога. С согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом имущества гражданина, в плане реструктуризации долгов возможно исключение преимущественного удовлетворения требований такого кредитора.
В план реструктуризации долгов гражданина не включаются требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
План реструктуризации долгов гражданина может содержать положения о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки).
По общему правилу, срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года. Если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном п. 4 ст. 213.17 Закона о несостоятельности, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года.
По заявлению гражданина арбитражный суд может продлить срок исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, но не свыше максимального срока его реализации. Продление срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина должно быть одобрено собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Без одобрения собрания кредиторов арбитражный суд продлевает срок исполнения плана реструктуризации долгов гражданина до трех лет в том случае, если гражданин представит доказательства, что исполнение плана реструктуризации долгов гражданина в течение указанного в нем срока оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Статья 213.19 Закона о несостоятельности предусматривает последствия, наступающие с даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.
С даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов, включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину только в порядке и на условиях, которые предусмотрены планом реструктуризации.
Требования кредиторов, не включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину в течение срока, на который утвержден план реструктуризации долгов, в порядке, установленном законом*(8).
С даты утверждения плана реструктуризации долгов гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, новые аресты на это имущество и иные ограничения распоряжения этим имуществом могут быть наложены только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 69.1 ФЗ "Об исполнительном производстве").
На сумму требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, включенных в план реструктуризации долгов гражданина, начисляются проценты в порядке и в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату утверждения плана реструктуризации долгов гражданина.
Начисление процентов осуществляется финансовым управляющим после удовлетворения в полном объеме требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов и при условии достаточности у гражданина денежных средств для уплаты процентов.
Период начисления процентов начинается с даты введения реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.11) и оканчивается датой вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина, либо датой удовлетворения указанных требований гражданином или третьим лицом в ходе реструктуризации долгов гражданина, либо датой вынесения определения об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом (ст. 213.23).
Соглашением между финансовым управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными данной статьей размером или сроком.
В течение срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина и пяти лет после завершения исполнения указанного плана гражданин, в отношении задолженности которого утвержден указанный план, не вправе скрывать факт осуществления им указанного плана при обращении за получением кредита. Эта информация должна быть отражена в кредитной истории в соответствии со ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"*(9).
Кроме того, в течение срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина и пяти лет после завершения исполнения указанного плана гражданин не вправе скрывать факт осуществления им указанного плана при приобретении товаров (работ, услуг), предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа, например, при оплате товара, проданного в кредит (ст. 488 ГК РФ), оплате товара в рассрочку (ст. 489 ГК РФ).
В план реструктуризации долгов гражданина могут быть внесены изменения как по инициативе гражданина, так и по инициативе собрания кредиторов в случае улучшения имущественного положения гражданина.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина и направить его конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган, а также в суд. По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина суд принимает определение о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена.
Если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов гражданина, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета или отчет не представлен в установленный срок, финансовый управляющий, конкурсный кредитор или уполномоченный орган созывает собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом.
Основания для отмены уже утвержденного судом плана реструктуризации долгов гражданина определены ст. 213.23 Закона о несостоятельности. При этом некоторые основания, указанные в ст. 213.18 как основания для отказа в утверждении плана реструктуризации и основания для отмены плана, перечисленные в ст. 213.23, совпадают. Так, основанием для отмены плана реструктуризации долгов гражданина является, во-первых, наличие в указанном плане и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений, что является основанием для отказа в утверждении судом плана реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.18).
Неисполнение гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных п. 2 ст. 213.13 Закона о несостоятельности, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа также является основанием для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.18) и является основанием для отмены утвержденного судом плана реструктуризации долгов.
Строго говоря, основанием для отмены утвержденного судом плана реструктуризации долгов может являться только неисполнение гражданином обязательств перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями указанного плана, что и предусмотрено ст. 213.23 Закона о несостоятельности.
С ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина вправе обратиться в суд те конкурсные кредиторы или уполномоченный орган, обязательства перед которыми, во-первых, не исполнены и, во-вторых, требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина. Суд принимает определение об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и принимает решение о признании гражданина банкротом.
Требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенные в план реструктуризации долгов гражданина, отмененный судом, учитываются в реестре требований кредиторов в части, в которой они должны быть удовлетворены на дату отмены указанного плана, и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди.
Библиографический список
1. Ерофеев А.А. Банкротство гражданина-должника как новелла российского законодательства // Современное право. 2015. N 4.
2. Жукова Т. Финансовые санкции при банкротстве гражданина // ЭЖ-Юрист. 2015. N 10.
3. Комментарий к Закону "О несостоятельности (банкротстве)". Постатейный научно-практический / под ред. В.Ф. Попондопуло. 4-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 1034-1035.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
*(2) http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.
*(3) См.: Ерофеев А.А. Банкротство гражданина-должника как новелла российского законодательства // Современное право. 2015. N 4.
*(4) СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
*(5) СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
*(6) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
*(7) См.: Жукова Т. Финансовые санкции при банкротстве гражданина // ЭЖ-Юрист. 2015. N 10.
*(8) См.: Комментарий к Закону "О несостоятельности (банкротстве)". Постатейный научно-практический / под ред. В.Ф. Попондопуло. 4-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 1034-1035.
*(9) СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Макарова О.А., Гаврилова И.А. Реструктуризация долгов гражданина: порядок и последствия введения
Makarova O.A., Gavrilova I.A. Restructuring Person's Debts: Procedure and Consequences of Administration
В статье анализируются положения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о реструктуризации долгов гражданина, а также нормы ФЗ от 29 июня 2015 г. N 154. Рассматриваются требования к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации его долгов, последствия введения реструктуризации долгов гражданина и последствия, наступающие с даты утверждения судом плана реструктуризации долгов гражданина, а также основания для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина и для отмены утвержденного судом плана реструктуризации долгов гражданина.
The article is concerned with the analysis of the rules of the Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy)" concerning restructuring person's debts, as well as rules of the Federal Law No. 154 dated June 29, 2915. Preconditions satisfying which a person can initiate a plan for restructuring debts, consequences of administering person's debts and consequences of adopting a plan for restructuring debts by court, grounds for non-adopting a plan for restructuring debts and cancelling plan for restructuring debts adopted by court are discussed in the article.
Ключевые слова: реструктуризация долгов; неплатежеспособность гражданина; план реструктуризации; собрание кредиторов; финансовый управляющий.
Keywords: restructuring debts; person's insolvency; plan for restructuring; creditors' meeting; financial manager.
Реструктуризация долгов гражданина: порядок и последствия введения
Авторы:
О.А. Макарова - кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета
И.А. Гаврилова - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового права НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2015, N 9