"Домоуправа - в отставку. Что делать жителям, если их управляющую компанию отстранили от работы" (интервью с А. Сидякиным - заместителем председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, руководителем проекта "Школа грамотного потребителя")
О. Бухарова,
корреспондент
Журнал "Юрист спешит на помощь", N 8, август 2015 г.
13% управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ оказались профнепригодными: они лишены своей работы после прохождения обязательной процедуры государственного лицензирования на право управления многоквартирным домом. По Федеральному закону от 21.07.2014 N 255-ФЗ такие компании должны были подтвердить свое право на работу до 1 мая 2015 г. Что будет происходить с бесхозными домами, оставшимися без обслуживания УК? Кто заменит эти компании? С этими и другими вопросами корреспондент Ольга Бухарова обратилась к заместителю председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, руководителю проекта "Школа грамотного потребителя" Александру Сидякину.
- Александр Геннадьевич, сколько все-таки управляющих компаний остались без лицензий? В каких регионах больше всего домов остались бесхозными?
- Всего в Российской Федерации за получением лицензии обратились 15 233 управляющих компаний. Это не 100% от общего числа, многие из зарегистрированных УК добровольно не стали подавать заявки, видимо, понимая, что накопили массу нарушений и у них нет никаких шансов сдать квалификационный экзамен.
В ходе проверок лицензионными комиссиями выяснилось, что 1899 соискателей получили отказ. В среднем по России это было от 15 до 20% от их общего количества в регионе. Очень много отказов было в Пермском крае - из 389 заявившихся компаний 149 получили отрицательное заключение комиссии. В Московской области 120 отказов, однако, если исходить из общего количества зарегистрированных в регионе УК - 926, - показатели оказались не выше среднего. В Бурятии абсолютно все 102 управляющие компании региона подали заявки, однако 20 из них не смогли подтвердить профпригодность. В Калининградской области из 204 региональных УК на лицензирование заявились 179. Из этого числа в итоге выбыли 29 организаций.
Таким образом, получился двойной отсев: часть УК даже не стали пытаться пройти процедуру лицензирования, другая часть не смогли выполнить все экзаменационные условия и до 1 мая обзавестись "знаком качества" в сфере ЖКХ. Чаще всего среди нарушений встречались либо предоставление недостоверных сведений, либо нераскрытие информации о деятельности УК.
Неполучение лицензии не означает, что управляющие компании окончательно ушли с рынка. Процедура лицензирования продолжается: УК могут заявляться снова, доказывать свою добросовестность и на конкурентных началах получать дома в управление.
- Что стало с теми управляющими компаниями, которые не прошли лицензирование? Известно что-то об их судьбе?
- У них всегда есть возможность вернуться. Сдать квалификационный экзамен и управлять домами, только с соблюдением всех стандартов раскрытия информации. Часть компаний, безусловно, прекратит существование. Возможно, правоохранительные органы возбудят уголовные дела за махинации. Тем не менее за тот период, который был отведен на проведение лицензирования УК, по результатам мониторинга, проведенного "Школой грамотного потребителя", органами власти субъектов РФ не было выявлено ни одного серьезного нарушения процедуры формирования лицензионных комиссий и проведения квалификационного экзамена управляющих компаний. Поэтому можно утверждать, что поставленные задачи по наведению порядка на рынке управляющих компаний были достигнуты.
Примечание. Знак качества
Минстрой России внес в Госдуму законопроект, где предлагается штрафовать УК за некачественное предоставление услуг и за неверные квитанции. Поправки в Жилищный кодекс, предусматривающие штрафы управляющим компаниям в пользу потребителей за некачественное предоставление услуг и за неверные квитанции, приняты Госдумой 9 июня этого года. Согласно законопроекту Минстроя плата за общедомовые нужды теперь будет входить в плату за жилищные услуги - в размере, ограниченном нормативом, который будут устанавливать субъекты РФ.
- Благодаря этому уйдут в прошлое споры о размерах начислений, тщетные попытки жильцов проверить их обоснованность, а также обременение добросовестных потребителей оплатой всех "небалансов" по дому, - пояснил главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис.
Кроме этого, поправками вводится очно-заочная форма голосования на общедомовом собрании. Теперь нет необходимости собирать на такие собрания всех жильцов МКД. Достаточно того, что активные собственники сами подготовят проект решения, которое затем доводится до остальных жильцов, а они в заочной форме подписывают протоколы. Протоколы получают статус официального документа, что предполагает уголовную ответственность за их подделку.
- Совершенно фантастическая ситуация сложилась в городе-миллионнике Самаре. Здесь почти 60% домов оказались без управдома! Почему, на Ваш взгляд, сложилась такая ситуация? И как в подобных случаях решается проблема обеспечения управления домами, оставшимися без УК после их лицензирования?
- В Самаре 10 173 многоквартирных дома, по итогам лицензионной кампании 17 из 70 управляющих компаний, в чьем ведении находилось около 4 тыс. домов, не получили или не захотели получить лицензии. Например, есть такая управляющая компания "Альтернатива". В ее ведении было почти 2 тыс. домов. Так в компании заявили, что содержать жилищный фонд для них экономически нецелесообразно, так как в городе много ветхого и аварийного жилья. В результате они просто, как говорится, "умыли руки". Это к вопросу о социальной ответственности бизнеса. После этого МКД были переданы муниципальному предприятию "Жилсервис". Сейчас около тысячи домов проходят процедуру выбора новой лицензированной УК. К слову, их количество теперь в Самаре увеличилось на 30% - конкуренция возросла.
Согласно Федеральному закону N 255-ФЗ, если управляющая компания не получила лицензию, то возможно два варианта действий. Первый - обратиться в жилинспекцию с тем, чтобы оперативно передать дом в управление муниципалитету до момента проведения открытого конкурса по отбору новой компании. Второй вариант - органы местного самоуправления сами назначают временную УК до момента проведения общего собрания жильцов или открытого конкурса на право управления многоквартирным домом.
- Совсем недавно более 300 жителей Петрозаводска вышли на митинг, требуя у местных властей навести порядок в управлении ЖКХ. Из-за того, что две управляющие компании не получили лицензии, почти 500 домов оказались брошенными на произвол судьбы. Что в таком случае необходимо предпринять горожанам, которые получают к оплате две-три платежки (от прежних УК и от ресурсоснабжающих организаций)?
- Я в курсе сложившейся ситуации. В Петрозаводске 2327 многоквартирных дома. Всего 6 управляющих компаний из 122 заявителей не получили лицензию.
Управляющая компания "МКС-Петрозаводск", которая не получила лицензию, разделилась на две организации, которые смогли получить лицензии без адресного списка домов управления. Чтобы получить дом в управление, им нужно снова доказывать жильцам свою состоятельность. Если они были на хорошем счету, это не составит труда. Другая крупная управляющая организация - "Стандарт" не смогла подтвердить легитимность перехода домов в управление при перерегистрации юрлица. У нее на балансе находилось 382 дома.
В такой чрезвычайной ситуации жилинспекция направляет информацию в горадминистрацию, та объявляет конкурсы, назначает временного управляющего в лице муниципального предприятия. Жильцы вправе провести общее собрание и выбрать себе новую лицензированную управляющую компанию. Обслуживание и оказание жилищно-коммунальных услуг должно продолжаться нелицензированной УК в полном объеме, до момента заключения договора с новой УК.
Что касается двойных платежек, то в случае, если управляющая компания перестает работать, но при этом продолжает собирать денежные средства, необходимо обращаться в правоохранительные органы, и по выявленным фактам однозначно будут возбуждаться уголовные дела.
- Приходится слышать, что подобные коллизии возникают зачастую из-за того, что процедура с "отлучением" управляющих компаний не имеет четкого законодательного регулирования. Планируется ли в связи с этим внести какие-то изменения, например, в Федеральный закон N 255-ФЗ?
- Сегодня зачастую приходится слышать слова критики в адрес Минстроя по итогам лицензионной кампании. Как правило, претензии носят тенденциозный характер и не имеют под собой серьезных оснований. Возможно, это делается для того, чтобы вернуться к попыткам ввести саморегулирование в отрасль ЖКХ. Напомню, что после долгих дискуссий на тему злоупотреблений и недобросовестного выполнения своих обязанностей управляющими организациями на уровне первых лиц государства было принято решение о введении лицензирования в ЖКХ. Это решение исполнено, практика применения закона покажет дальнейшие перспективы реформирования ЖКХ.
Примечание. Штраф за отсутствие информации
Госжилинспекция Московской области привлекла к административной ответственности 87 УК, управлявших без лицензий многоквартирными домами в Подмосковье. К борьбе с нарушителями Жилищного кодекса Госжилинспекция привлекла прокуратуру и полицию. Об этом сообщил руководитель регионального органа жилищного надзора Вадим Соков.
По его словам, по 87 случаям нарушений в отношении компаний Госжилинспекцией возбуждены административные дела, предусматривающие штрафы от 150 до 250 тыс. руб. Для вынесения решений материалы переданы в мировые суды.
- По решению лицензионной комиссии до 1 мая выдано 566 лицензий с реестрами домов. 347 управляющих организаций получили лицензии "без домов". 166 компаний лицензионный фильтр не прошли, в получении лицензий им было отказано, - рассказывает Вадим Соков. - Решениями Советов депутатов о предоставлении преференций "новым" лицензированным компаниям либо о привлечении к временной работе таких компаний решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям дома, которые ранее управлялись нелицензированными организациями, передали во временное управление. В соответствии с поручением губернатора и предписаниями Госжилинспекции информацию об этом необходимо размещать на информационных щитах во дворах, у входа в дома или внутри подъездов. Местные администрации должны обеспечить информирование так, чтобы каждый житель знал, получила ли его "старая" УК лицензию до 1 мая или же дом находится во временном управлении "новой" компании. Собственникам должны быть разъяснены их права по выбору лицензированной управляющей компании решением общего собрания.
- В Госжилинспекцию стали поступать обращения граждан, получивших за май "двойные" платежки. Прежде чем платить, зайдите на интернет-сайт администрации, посмотрите, какая УК легитимно управляет вашим домом, такие же сведения должны быть и на информщитах, - продолжает Вадим Соков. - Сообщения обо всех фактах незаконного предпринимательства Госжилинспекция уже направила в правоохранительные органы.
При выявлении нелегитимных компаний, продолжающих управление домами или препятствующих деятельности законно назначенных УК, Госжилинспекция применит все полномочия в рамках административного законодательства. Например, в отношении 22 управляющих компаний возбуждены дела за непередачу "новым" УК техдокументации на дома. За это нарушение предусмотрен штраф до 200 тыс. руб.
- Что изменилось для собственников жилья после того, как управляющие компании прошли лицензирование?
- Все социологические опросы показывают неудовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг, а также отношением со стороны управляющих организаций к потребителям этих услуг. Зачастую в регионах в результате недобросовестной конкуренции определенных компаний жители получали по две-три квитанции за одни и те же услуги. Процедура удаления с рынка таких субъектов была не определена, а судебные разбирательства длились годами.
Сегодня у жильцов появился реальный инструмент воздействия на УК - отзыв лицензии, а также право вето на ее отзыв. Теперь директора управляющих компаний должны лезть из кожи вон, чтобы угодить жильцам. Это серьезные изменения, которые пойдут на пользу отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
- Зачастую собственники жалуются в Госжилинспекцию на уклонение управляющих компаний от заключения с жителями договоров управления общим имуществом и недостаточное информирование о деятельности управляющих компаний. Что в таком случае необходимо предпринять?
- Я рекомендую собственникам в первую очередь повышать свою жилищную грамотность через проект "Школа грамотного потребителя". Многие проблемы в ЖКХ возникают из-за незнания жильцами своих прав и обязанностей. Отсюда вытекает жилищная пассивность, которой пользуются недобросовестные управляющие компании. Наш профильный комитет совместно с Минстроем последовательно работает на усиление общественного контроля в сфере ЖКХ. Жилищные инспекции теперь наделены большим объемом полномочий. Общественные приемные есть в каждом районе, куда можно всегда обратиться за консультацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц