Ни за свет, ни за газ. Задолжавшим за услуги ЖКХ грозят штрафами
В. Тресков,
журналист
Журнал "Юрист спешит на помощь", N 8, август 2015 г.
Как снизить нагрузку на население и повысить эффективность отрасли ЖКХ, попытались вновь ответить эксперты и законодатели, собравшись в Москве на конференции. Модераторы дискуссии - главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев и председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин выстроили жесткую схему обсуждения вопросов по конкретным направлениям.
Ты - мне, я - тебе
Бытовая проблема ЖКХ способна перерасти в политическую и потому требует особого внимания со стороны законодателей. Активность гражданского общества в этой сфере только складывается. Имея формальные институты представительства жильцов, не удалось сделать эти институты до конца действенными, считает Владимир Плигин.
Проблемы ЖКХ не новые. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, заместителя председателя Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Елены Николаевой, на сегодняшний день общая задолженность потребителей за услуги ЖКХ составила более 1 трлн. руб., в том числе задолженность граждан и управляющих компаний перед гарантирующими поставщиками - 191 млрд. руб., потребителей за газ - 163 млрд. руб., за тепловую энергию - 190 млрд. руб. Такие неплатежи не только ставят отдельные компании на грань выживания, но и снижают надежность поставок энергоресурсов.
При этом, по мнению участников заседания, в энергетике сложилась ситуация, когда 77% граждан исправно платят за услуги, еще 11% оплачивают свои счета в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% - в течение полугода, еще 2,5% - граждане, вообще не признающие своей обязанности оплачивать услуги ЖКХ. Всего лишь 2,5% граждан действительно находятся в тяжелой жизненной ситуации и просто не могут оплачивать счета. В свою очередь, из-за неплатежей физлиц электроэнергетика получает кассовых разрывов на 10 млрд. руб. и вынуждена платить в качестве процентов за кредитование еще порядка 2 млрд. руб. в год. Столько же приходится на "безнадежную" задолженность, которую не удастся взыскать. Все это подталкивает к росту тарифов.
Чтобы разорвать этот замкнутый круг, предполагается серьезное ужесточение штрафных санкций по всей цепочке неплатежей, включая граждан. Но именно предполагаемые санкции в отношении граждан вызвали особую дискуссию. Корень зла находится в действиях недобросовестных управляющих компаний, считает Е. Николаева. Именно это стало одной из причин введения лицензирования управления многоквартирными домами, считает она.
Против ужесточения мер для населения за неуплату высказался и председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Он обратил внимание на то, что существует не столько нежелание потребителей платить, сколько "откровенно мошеннические схемы расходования собранных средств". Депутат напомнил, что в Госдуме рассматривается проект закона о борьбе с неплатежами, направленный против подобных схем.
Представитель Минстроя России, заместитель директора Департамента - начальник отдела жилищного хозяйства Олеся Лещенко считает, что без повышения ответственности за неплатежи результата не добиться.
Решит ли новый норматив проблемы?
Законопроект, способный решить, по мнению его авторов, проблемы неплатежей, был вынесен на обсуждения участников заседания.
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" предполагает установление твердого размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии. Предлагаемый размер неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электроэнергии надлежащим образом исполнять обязательства по оплате, поскольку многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, т.е. фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций, при этом начисленная сумма неустойки по договорам зачастую снижается судами.
Размер законной неустойки - 1/170 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки платежа (17,7%) существенно сократит мотивацию к несвоевременной оплате, поскольку ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей.
Предложены аналогичные изменения в Жилищный кодекс РФ, повышающие неустойку за неоплату услуг ЖКХ. Законопроектом предлагается уточнение действующих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям ("неотключаемые" потребители). Предполагается необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов РФ с соответствующим гарантированием исполнения этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов.
Вносятся уточнения и в КоАП РФ в части ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электроэнергии. Также в законопроекте учтены поправки Минэнерго России, предусматривающие рост пени с 8,25% до 23% годовых от неуплаченных сумм.
Однако эти меры не решат проблему до тех пор, пока все обязательства по оплате (вместе с пени) не будут возникать у потребителя непосредственно перед поставщиками ресурсов, а не перед посредниками - управляющими организациями и ТСЖ, одни из которых воспринимают работу с коммунальными платежами как поле для махинаций, а другие - как непрофильную деятельность, приводящую к несоразмерным рискам и убыткам.
Также были обсуждены предложения по изменению законодательства в части установления экономически обоснованных тарифов для потребителей ЖКХ, упрощения возможности введения ограничения за неплатежи гражданам, признании бездоговорного и безучетного потребления хищением, возможности заключать договоры с РСО от имени и за счет конкретных потребителей.
Собрание жильцов узаконить?
Один из важных инструментов решения проблем ЖКХ - контроль со стороны жильцов за управляющей компанией.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин уверен, что практически все вопросы нужно решать на собрании товарищества собственников жилья. Однако он посетовал, что существует большая проблема, как обязать жильцов ходить на собрания. Мягко говоря, их не собрать. Таким образом, получается, что неповоротливость, несменяемость и безответственность управляющих компаний остаются безнаказанными, потому что даже если собрание проголосовало за оценку работы данной компании, то, как правило, бегунок обносится по квартирам, люди подписываются и не очень даже понимают, за что. Эта бытовая безответственность рождает безответственность юридическую. Были предложения создания механизма делегирования и права принятия решения на собрании кому-то из жильцов. Должен быть конкретный человек, уполномоченный, какие договоры заключать, как отвечать по ним и т.д.
Возможно, решит эту проблему принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части регистрации протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах).
Пусть неплательщик платит
Немало участников все-таки придерживались жесткой позиции по отношению к должникам. Тем более что среди неплательщиков большой процент составляют люди обеспеченные, но просто привыкшие жить "нахаляву". Халявщики сегодня нашей стране обходятся очень дорого.
Эту жесткую позицию занимает Полина Денисова, руководитель комитета Общероссийской общественной организации "Опора России" по ЖКХ.
- На сегодняшний день управляющие компании гнутся под грузом долгов злостных неплательщиков коммунальных платежей, к которым наше государство не хочет принимать пока никаких мер, - заявила она. - Неплательщики - это, пожалуй, основная прореха системы ЖКХ. Многие управляющие компании тянут с тем, чтобы подавать в суд на неплательщиков. Я считаю, надо принимать меры сразу, потому что существует некая психологическая граница у человека, когда он накапливает определенный долг. И после накопления этого долга он уже будет биться за эти деньги. То есть, условно говоря, получить 15 тыс. руб. с должника гораздо проще, чем получить с него 30 тыс. Ведь когда ты должен уже 70 тыс., тут есть за что побороться. К сожалению, одним из защитников неплательщиков за последний год у нас стали органы Госжилинспекции, поскольку неплательщики очень активно обращаются к ним. Мотивация сотрудников Госжилинспекции - любым способом закрыть жалобу жильца. Сначала это штрафы, потом - оспаривание этих штрафов. Это дополнительные издержки. Поэтому у управляющей компании на сегодня не только нет рычагов борьбы со злостными неплательщиками, более того, эта борьба выливается в еще больший убыток для компании, чем если на эти долги закрывать глаза и пытаться их худо-бедно гасить из средств на жилищные услуги. Но это приводит к ухудшению качества жилищных услуг.
Добросовестное большинство поддерживает меры в отношении злостных неплательщиков коммунальных платежей. Предлагается начинать работать с неплатежами сразу, пока человек не накопил долгов до психологической границы. Необходимо поражать неплательщика в каких-то правах, например, не давать ему избираться на какие-то должности в ТСЖ многоквартирного дома, не выдавать ему справки и т.д. Но все это нужно узаконить таким образом, чтобы управляющие компании не обвинялись в превышении полномочий и не подвергались наказаниям. Предлагаются меры, которые затрагивают имущество неплательщиков. Возможно, стоит предложить человеку, который живет в 200 кв. м, переселиться в жилье меньших размеров и за счет этого погасить свои долги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц