Право руля
В. Баршев,
журналист
Журнал "Юрист спешит на помощь", N 10, октябрь 2015 г.
Найди свою автошколу
В процессе реформы подготовки водителей появились новые категории, а также подкатегории водительских прав. Для подготовки и переподготовки водителей были сделаны специальные модульные программы. Основной, базовый модуль при первичном обучении проходят все водители. Это, пожалуй, самый объемный блок - 84 часа. В нем обучают законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. И есть специальные блоки. Если у человека не было прав, то ему положено пройти полный курс обучения. Например, для категории "В" он составляет 190 часов, из которых 130 часов - это теория, большая часть которого - это общий для всех категорий базовый модуль.
Чтобы водителю для обучения на другую категорию не пришлось заново проходить обширный базовый модуль, который он уже изучал, и были разработаны программы переподготовки водителей с одной категории на другую.
Самые основные из них, наиболее востребованные, приняли вместе с основными программами. Теперь Минобрнауки утвердило остальные программы переподготовки (приказ от 12.05.2015 N 486). Например, с категории "М" - мопеды - на категорию "А". Для получения прав на мопед потребуется 122 часа, из которых 100 часов - теория, 18 часов - практика и 4 часа - экзамен. Но если у вас есть права на мопед и вы хотите открыть категорию "А", т.е. управлять мотоциклами, то согласно новым программам переподготовки на такое обучение потребуется только 24 часа, из которых 8 часов - теория и 16 - практика.
Прошел год с момента вступления в силу основных программ подготовки водителей (приказ Минобрнауки от 26.12.2013 N 1408). С этого момента и началась реформа в этой сфере деятельности. Чтобы бороться с так называемыми серыми автошколами, которые нередко попросту продавали свидетельства якобы об их окончании, была заведена практика проверки автошкол на соответствие их учебно-материальной базы и учебных программ требованиям программ, утвержденных Министерством образования. Теперь только такие автошколы могут обучать водителей. Их список публикуется на сайте ГИБДД.
По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, с заявлениями о выдаче заключений в подразделения Госавтоинспекции обратились 6204 автошколы. Программы согласованы 5795 организациям, заключения получили 5329 автошкол.
Однако проблемы по-прежнему остаются. "Серые" схемы продолжают активно использоваться. Некоторые нелегитимные автошколы все еще торгуют свидетельствами об обучении, только не своими. Они покупают такие свидетельства у законных автошкол в регионах. В результате в столичное ГИБДД приходят сдавать экзамены якобы ученики дальневосточных автошкол.
Как обезопасить себя от подобных автошкол? В первую очередь перед выбором учебного заведения внимательно изучить список автошкол на сайте ГИБДД и обращаться в одну из тех, которые получили заключения.
И очень важно внимательно прочитать договор, который вы подписываете. В нем четко должно быть указано, что за ваши деньги вам оказывают именно образовательные услуги. Должно быть указано и количество часов подготовки. Их не должно быть меньше, чем в примерных программах.
Одно из условий выполнения условий договора - получение свидетельства о прохождении обучения и профессии "водитель".
Центральный банк предложил формулу расчета утраты товарной стоимости машины
Претендовать на выплату по утрате товарной стоимости автомобиля смогут владельцы только тех машин, возраст которых не превышает пяти лет. При этом вводятся довольно серьезные ограничения по такой компенсации. Соответствующий проект указания Банка России вывешен на Едином портале размещения информации о проектах законодательных актов для общественного обсуждения. Напомним, что в прошлом году Верховный Суд обязал страховые компании учитывать в своих расчетах выплат пострадавшим в авариях утрату товарной стоимости. Поводом для такого решения стало многочисленное количество судебных разбирательств. Понятно, что пострадавший в аварии автовладелец получает некую сумму на ремонт своего автомобиля. Однако, вот беда, автомобиль того же года выпуска и в такой же комплектации, но не попадавший в ДТП, стоит значительно дороже, чем тот, который в аварии побывал.
Но как определить утрату товарной стоимости? Как правило, суд полагался на мнение экспертов, которые приводили свои расчеты. Иногда по совершенно непонятным причинам судья сокращал эту сумму. Страховые компании вовсе предпочитали не брать в расчет столь неопределенную утрату. После решения Верховного Суда необходимо было что-то делать. В итоге и появилось указание Центрального банка, которое разработал Российский союз автостраховщиков вместе с Министерством юстиции.
Правда, перед тем как вывесить документ на сайте: regulation.gov.ru, Банк России внес в него свои технические корректировки. Они мало интересны автовладельцам, однако их согласование потребует дополнительного времени.
На компенсацию по утрате товарной стоимости смогут претендовать только автовладельцы, машинам которых менее пяти лет (легковые машины и туристические автобусы). Для грузовиков и автобусов отечественного производства это один год, а иностранного производства - два года. Износ деталей согласно расчету по методике, утвержденной Центральным банком, не может превышать 40%. При этом износ в принципе не может быть больше 50%.
Утрата товарной стоимости не рассчитывается, если не было сложного ремонта, связанного с нагревом и реставрацией, а также, если ранее эта деталь уже ремонтировалась.
Как пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, главное достижение этого документа в том, что он вообще создан. У страховщика появятся четкие основания для возмещения утраты товарной стоимости.
Инвалидам пропишут исключения в ПДД
Министерство внутренних дел подготовило проект поправок в Правила дорожного движения. В них делаются некоторые исключения для автомобилей, перевозящих инвалидов.
Согласно поправкам инвалиды I и II групп, а также те, кто перевозит детей или инвалидов, могут нарушать требования некоторых знаков. А именно: "Движение запрещено", "Движение механических транспортных средств запрещено", "Стоянка запрещена", "Стоянка запрещена по нечетным числам месяца", "Стоянка запрещена по четным числам месяца". То есть после того, как поправки вступят в силу, автомобили инвалидов смогут заезжать туда, куда всем остальным нельзя. Но только в том случае, если такая машина оборудована соответствующим знаком "Инвалид". Сейчас размещение этой таблички обязательно только в случае парковки на местах, предназначенных для машин инвалидов.
Напомним, что с 19 июня этого года за управление автомобилем, на котором эта табличка установлена незаконно, предусмотрен штраф 5 тыс. руб. Однако установить законность или незаконность установки такой таблички сейчас довольно сложно. Ведь в перечне обязательных документов, которые должен иметь при себе водитель, справки об инвалидности не предусмотрено. Этот пробел проект постановления Правительства, подготовленный Министерством внутренних дел, также исправляет. Водитель, управляющий автомобилем с табличкой "Инвалид", должен будет иметь при себе документы, подтверждающие инвалидность. Речь идет о стандартной справке об инвалидности.
Понятно, что у водителя, который сам не инвалид, а только перевозит такого человека, этих документов быть не может. Поэтому табличку "Инвалид" такой водитель может устанавливать только на время перевозки инвалида, у которого подобная справка есть. Это и будет подтверждением законности установки таблички. Но только на время перевозки инвалида I или II группы или ребенка-инвалида.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц