В феврале 2015 г. произошло объединение моей компании с большим холдингом. Был подписан новый бессрочный трудовой договор на новую должность ведущего менеджера отдела. В процессе интеграции руководителем структурного подразделения и вышестоящим руководством было принято решение, что функционал данного отдела в этом городе не нужен. Его заберет на себя основной филиал. Мне и моим сотрудникам передали функционал, совершенно отличный от того, что необходимо было ранее выполнять. Никаких документов о принятии этого временного функционала не было подписано. Все было сказано на словах. С выполнением данного функционала успешно справлялись, но все время стоял вопрос о том, что через несколько месяцев это функционал отпадет. В сентябре руководитель отдела кадров также на словах озвучила срок - 1 декабря 2015 г. Но никаких бумаг подписано не было. 16 октября я узнаю, что с 01.11.15 данный функционал передается в основной филиал. Письменно меня никто не предупредил. Руководитель отдела кадров предлагает такие варианты: переезд в город основного филиала для продолжения выполнения этого функционала; перевод на другую должность в рамках местного структурного подразделения, ниже чем занимаю сейчас (с ведущего менеджера на обычного менеджера). Ни первый, ни второй вариант меня не устраивает. Причем вопрос стоит так: перевод функционала, в связи с чем моя должность на данном функционале более не требуется в местном филиале. О том, что моя должность (по штатному расписанию) не относится к выполнению данного функционала, речи даже нет. Можно ли данную ситуацию рассматривать как сокращение штата в местном филиале? На что я имею право, если не соглашаюсь на предложенные варианты? Какие меры могут быть приняты работодателем в этом случае (по какой статье и за что может меня уволить)? На какие компенсации и гарантии я имею право, если это признается сокращением штата? Как работодатель может понести ответственность за то, что не выполнил условия (не предупредил за 2 месяца)?
1. Работодатель не вправе изменять трудовую функцию работника в одностороннем порядке, то есть без Вашего согласия. Вы обязаны выполнять те должностные обязанности, которые предусмотрены Вашими трудовым договором и должностной инструкцией. Вопрос сокращения численности или штата относится к компетенции работодателя. Если работодатель не уведомил Вас о сокращении, следовательно решения о сокращении Вашей должности им не принято.
2. Вы вправе не соглашаться с предложенными вариантами, так как работодатель обязан предоставить Вам работу по должности в соответствии с условиями трудового договора. Работодатель не вправе обязывать Вас выполнять трудовую функцию, которая не была предусмотрена трудовым договором. Если работодатель решит сократить Вашу должность, то он обязан уведомить Вас об этом не менее, чем за два месяца.
3. Выходное пособие (средний заработок за первый месяц нетрудоустройства) при сокращении штата выплачивается в размере среднего месячного заработка.
Если в течение двух месяцев после увольнения работник не устроился на другую работу, ему выплачивается еще один средний месячный заработок. Для этого работнику следует обратиться к работодателю с заявлением и предоставить трудовую книжку.
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения. Выплачивается данная сумма по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Если работодатель будет нарушать Ваши права, то за их защитой Вы вправе будете обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Если в результате проверки государственной инспекции труда будут выявлены нарушения действующих норм законодательства работодателем, то он может быть привлечен к административной ответственности.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Согласно ст. 178 ТК РФ выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Согласно абз. 6 и абз. 12 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.