Недавно банк, в котором я работаю, попал под санацию. Новое руководство сокращает штат сотрудников. Нашему отделу вручили уведомление о сокращении 08.10.15, дата сокращения - 08.12.15. При этом работодатель заставил подписать с 07.10.15 положение о простое не по вине сотрудника с формулировкой: "В связи с санацией лишены возможности выполнять трудовую функцию". 1) Имеет ли право работодатель отправлять меня в простой в данной ситуации? 2) Как в такой ситуации будет рассчитываться выходное пособие? Будет ли учитываться период простоя, будет ли выплата за календарный месяц или только за рабочие дни (период 09.12.15-08.01.16)? 3) Как будут рассчитываться пособия по безработице в течение 3-х месяцев после сокращения с условием того, что я не найду работу?
1. При отсутствии работы работодатель вправе объявить простой. Введение простоя допускается не для всех работников работодателя. При этом дискриминация работников при объявлении простоя законодательством запрещена.
2. Для расчета выходного пособия средний дневной заработок умножается на количество рабочих дней в месяце, следующем за увольнением. Расчетным периодом для определения среднего дневного заработка являются 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения. Месяцы в расчетном периоде могут быть отработаны не полностью. Календарные дни берутся для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
3. Вопрос не относится к компетенции Роструда. Вам следует обратиться в территориальный орган государственной службы занятости населения.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 72.2. ТК РФ простоем является временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
В соответствии со ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Статьей 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы определены в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).
В соответствии с п. 9 Положения средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственная служба занятости населения включает:
1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
На основании ч. 2 ст. 15 вышеуказанного закона деятельность государственной службы занятости населения направлена, в том числе, на информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.