Организация заключила договор аренды земельного участка с администрацией муниципального образования (далее - администрация). В период действия договора администрация издала ненормативный акт, которым, по мнению организации, причинила последней убытки, которые заключались в затратах на выполнение дополнительных требований по договору аренды. Организация обратилась в суд с требованием о взыскании указанных убытков. В результате рассмотрения дела стороны заключили мировое соглашение, администрация частично признала факт причинения убытков и обязалась их возместить. Законодательный орган муниципального образования, являющийся главным распорядителем средств муниципального образования, обжаловал данное мировое соглашение, так как по его мнению, администрация не имела права принимать решение о дополнительных расходах, не учтенных в бюджете муниципального образования. Правомерны ли требования муниципального образования?
Специалисты Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 8, август 2015 г.
Требования муниципального образования правомерны, так как администрация муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) фактически создала бюджетные обязательства без согласия представительного органа муниципального образования.
Обоснование: Пункты 1 и 2 ст. 124 ГК РФ устанавливают, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Пункт 2 ст. 125 ГК РФ предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статья 139 АПК РФ гласит, что мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.
Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, если иное не предусмотрено АПК РФ и иным федеральным законом.
Мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запрета на заключение мирового соглашения с публичными образованиями. К такому соглашению применяются те же правила, что и к соглашениям, которые заключают организации. Мировое соглашение может быть оспорено, если оно нарушает права третьих лиц.
Статья 153 БК РФ устанавливает, что законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле", Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти, местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными фондами вся необходимая информация.
Пункт 3 ст. 158 БК РФ предусматривает, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Статья 219 БК РФ гласит, что исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований БК РФ.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Пункты 9 и 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) устанавливает, что представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Следовательно, исходя из условий вопроса, представительный орган муниципального образования, являясь главным распорядителем бюджетных средств, имеет право требовать признать мировое соглашение недействительным, если муниципальный бюджет не содержит соответствующих расходов, связанных с его заключением.
Судебная практика подтверждает данный вывод. Так, в Постановлении от 25.06.2013 N А15-1178/2010 ФАС Северо-Кавказского округа указал, что обжалуемым судебным актом затрагиваются права представительного органа, поскольку исполнение мирового соглашения повлечет возложение на собрание депутатов как представительный орган определенные обязанности, регламентированные бюджетным законодательством, Законом N 131-ФЗ, уставом муниципального образования.
Следовательно, требования муниципального образования правомерны.
1 августа 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427