В субъекте РФ действует программа по предоставлению субсидий из бюджета субъекта РФ на поддержание сельскохозяйственной деятельности. В соответствии с данной программой субсидии предоставляются ИП, которые ведут указанную деятельность и обладают необходимыми ресурсами. Перечень данных ресурсов определялся на основе формы государственного статистического наблюдения о сведениях об урожае. Гражданин, осуществляющий деятельность в области сельского хозяйства, получил указанную форму и подал заявление на государственную регистрацию в качестве ИП. Пройдя процедуру государственной регистрации в качестве ИП, он подал заявление на предоставление субсидии, приложив ранее полученную форму, и после этого получил испрашиваемую субсидию. Правомерен ли возврат указанной субсидии на основании того, что на момент получения формы о сведениях об урожае, гражданин не обладал статусом ИП и не отвечал требованиям для предоставления субсидии, следовательно, полученные средства израсходовал не по целевому назначению?
Специалисты Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 8, август 2015 г.
Возврат субвенции, полученной в порядке, описанном в вопросе, является неправомерным. Судебная практика не рассматривает факт получения документов, прилагаемых к заявлению о получении субсидии до приобретения статуса ИП в качестве основания для вывода о нецелевом использовании средств.
Обоснование: Пункт 1 ст. 78 БК РФ устанавливает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпункт 2 п. 2 ст. 78 БК РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 7 ст. 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 3 ст. 78 БК РФ гласит, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пункты 1 и 3 ст. 306.4 БК РФ закрепляют, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств представляет собой активное действие (направление денежных средств и оплата денежных обязательств, которые не соответствуют цели, на которую они были выделены). В описанном в вопросе случае не усматривается подобного нарушения.
Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в Решении Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2013 N А53-15721/13 было отмечено, что общей целью межбюджетного финансирования является выявленная и реализуемая федеральная потребность, связанная с развитием и поддержанием овцеводства. При этом для достижения буквальных целей данной программы не может являться значимым субъектный состав лиц, занимающихся овцеводством и относящихся к резидентам Российской Федерации, поскольку независимо от наличия у них специального статуса, такой поддержкой обеспечивается достижение общефедеральной цели.
Суд кассационной инстанции поддержал данный вывод, указав, что сам по себе факт регистрации предпринимателя после даты, установленной в постановлении о порядке выделения субсидий, для составления справки о количестве овцематок и ярок не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2014 N А53-15721/2013).
Таким образом, исходя из условий вопроса, возврат субсидии по мотиву нецелевого использования неправомерен.
1 августа 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427