Магазин или предприятие общепита?
С.В. Манохова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Введение запрета на продажу алкогольной продукции через точки торговли в ночное время породило для предприимчивых лиц поле для маневра. На месте магазинов стали открываться кафе, закусочные, кофейни и пр. О том, какие риски существуют для предпринимателей и организаций в указанных случаях, рассказано в данной статье.
Что явилось первопричиной?
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ*(1) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением:
- розничной продажи такой продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
- розничной продажи указанной продукции магазинами беспошлинной торговли.
При этом органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя, в том числе полный запрет на его розничную продажу. Так, разрешенное время продажи алкоголя через магазины в Нижегородской области*(2) - с 8 до 22 часов, в Республике Крым*(3) - с 10 до 23 часов, в Архангельской области*(4) - с 10 часов до 21 часа. В последнем из названных субъектов РФ введены и дополнительные меры, в частности: в День знаний (1 сентября), День защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня) продажа алкоголя запрещена полностью, в дни проведения выпускных мероприятий в общеобразовательных учреждениях время продажи алкоголя ограничено с 10 до 13 часов.
Таким образом, торговые организации в ночное время продавать алкоголь не вправе. Если же предприятие оказывает услуги общественного питания, оно может торговать алкогольными напитками в часы работы своего предприятия с учетом ограничений, установленных в конкретном субъекте РФ.
Из зала суда
Интересный, на наш взгляд, спор рассмотрели судьи АС ВСО (Постановление от 03.09.2015 N Ф02-4470/2015 по делу N А78-204/2015). Организации было отказано в продлении лицензии на розничную продажу алкоголя. Основанием для отказа явилось указание недостоверной информации о способе реализации алкогольной продукции. Лицензия была выдана обществу на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в организации общественного питания (кафе), и заявление общества о продлении срока действия лицензии также содержало указание на организацию общественного питания (кафе).
Для справки. Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции регулируется законодательством субъектов РФ. Розничная торговля алкоголем на вынос или для употребления на месте - это разные виды деятельности, каждый из которых требует оформления отдельной лицензии. Как правило, различают:
- розничную продажу алкогольной продукции для потребления не на месте покупки (для магазинов);
- розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки (для предприятий общепита);
- розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции для потребления на месте покупки (для предприятий общепита).
Согласно материалам проверки место осуществляемой обществом розничной продажи алкогольной продукции не соответствовало нормативно установленным признакам организации общественного питания (минимальные требования к предприятиям общепита различных типов и классов, в том числе к кафе, приведены в таблице 1 разд. 6 ГОСТ Р 50762-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания"*(5)). Так, перед входом в кафе должна располагаться освещаемая вывеска, кафе предполагает наличие зала для обслуживания посетителей, оно должно быть оборудовано туалетной комнатой с помещением для мытья рук, зал должен быть оформлен с использованием декоративных элементов, создающих единство стиля, в обязательном порядке в кафе должна присутствовать система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности, в кафе должны быть меню и прейскурант вин (карта вин) с эмблемой (фирменным знаком) предприятия.
Кроме того, указанное место розничной продажи алкогольной продукции не соответствовало ограничениям, установленным органами государственной власти субъекта РФ. Согласно нормам закона субъекта РФ на подведомственной территории не допускается розничная продажа алкогольной продукции организациями и розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи индивидуальными предпринимателями при оказании этими организациями и предпринимателями услуг общественного питания, в случае если не соблюдены следующие условия:
- на предприятии общепита организовано производство, созданы условия для потребления продукции;
- в помещении для обслуживания потребителей не менее 8 столов и не менее 32 посадочных мест;
- предприятие оборудовано туалетом, раковиной для мытья рук посетителей (отдельно от туалета для персонала);
- не осуществляется вынос алкогольной продукции в течение времени запрета розничной продажи такой продукции (под выносом алкоголя понимается перемещение продукции за пределы помещения для обслуживания потребителей).
Для справки. В Постановлении АС ВСО от 27.03.2015 N Ф02-778/2015 по делу N А19-13043/2014 указано, что установленные органами государственной власти субъектов РФ дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции являются лицензионными требованиями в силу пп. 6 п. 9 ст. 19 и п. 4 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Из имеющихся в материалах дела доказательств (фототаблиц, видеозаписи и др.) следует, что на момент проведения проверки помещения не были оборудованы под кафе: в них отсутствовали столы, стулья, столовая посуда и приборы, столовое белье, меню и карта вин, помещение для приготовления блюд (кухня). Таким образом, в ходе проведенной выездной проверки было установлено, что на момент обследования в помещениях, заявленных для осуществления розничной продажи алкогольной продукции, расположен магазин, в котором производилась розничная реализация продуктов питания (пива, рыбы, шоколада, конфет, соков, чипсов) и алкогольной продукции, с круглосуточным режимом работы. В силу указанных обстоятельств суд признал доказанным наличие оснований для отказа в продлении срока действия лицензии.
Соблюдение санитарных норм
Рассмотренное выше судебное решение показывает, что просто объявить продуктовый магазин предприятием общественного питания (установив в нем несколько столиков) не получится. Организации и предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, обязаны выполнять предписания приведенных ниже санитарных правил.
Номер документа | Наименование документа | Реквизиты постановления, утвердившего документ |
Санитарно-эпидемиологические правила. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 | |
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N 98 | |
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 |
Так, в СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 подробно описаны все требования к предприятиям общественного питания, которые необходимо соблюдать, в том числе к размещению, водоснабжению и канализации, условиям работы в производственных помещениях, устройству и содержанию помещений, оборудованию, инвентарю, посуде и таре, транспортированию, приему и хранению сырья, пищевых продуктов, личной гигиене персонала организации, соблюдению санитарных правил.
Не забудьте уведомить
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, решившие оказывать населению услуги общественного питания, должны уведомить об этом уполномоченный орган государственного контроля (надзора) (п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). Речь идет об услугах питания ресторана, кафе, столовой, закусочной, бара, предприятий других типов (код по ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению"*(6) 122100), услугах по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий (код 122200), а уполномоченным органом является Роспотребнадзор (его территориальный орган) (см. Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений*(7)).
Направлением уведомления (по установленной форме) организации (ИП) подтверждают, что ими соблюдены требования российского законодательства (в частности, установленные для такой деятельности обязательные санитарные нормы) и муниципальных правовых актов:
...в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" уведомляет о начале осуществления следующего вида предпринимательской деятельности: с "..." 20... г. и подтверждает соответствие территорий, зданий, помещений, сооружений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств, предназначенных для использования в процессе осуществления заявленной деятельности, персонала, иных условий осуществления предпринимательской деятельности обязательным требованиям.
Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, равно как и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, в случае, если представление такого уведомления обязательно, является поводом для применения к организации (ИП) штрафных санкций по ст. 19.7.5.1 КоАП РФ.
* * *
Объявить продуктовый магазин предприятием общественного питания без проведения работ по оборудованию помещений не получится. Если соискатель лицензии (лицензиат), осуществляющий деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, в заявлении о выдаче (продлении) лицензии декларирует, что по месту нахождения обособленного подразделения располагается организация общепита, то он должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе установленным законами субъектов РФ. Один лишь факт наличия у него стационарного торгового объекта общей площадью более 50 кв. м (при неподтвержденности расположения в нем предприятия общепита) не может являться достаточным основанием для выдачи (продления срока действия) лицензии.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(2) Закон Нижегородской области от 29.06.2012 N 74-З.
*(3) Закон Республики Крым от 06.11.2014 N З-ЗРК/2014.
*(4) Постановление Правительства Архангельской области от 05.06.2012 N 222-пп.
*(5) Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.
*(6) Утвержден и введен в действие с 01.01.1994 Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 (утратит силу 01.01.2016).
*(7) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"