Должен ли покупатель выкладывать товар из торговой корзины на транспортерную ленту перед кассой?
В.В. Никитин,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
В разных магазинах самообслуживания, где работает транспортерная лента, кассир и покупатель, как правило, действуют так:
- либо покупатель выкладывает из торговой корзины товар на транспортерную ленту перед кассовой кабиной, кассир берет этот товар, сканирует штрихкод и складывает в накопителе;
- либо покупатель ставит торговую корзину с товаром на транспортерную ленту, кассир берет товар из корзины покупателя, сканирует штрихкод и складывает его в другую пустую торговую корзину, стоящую в накопителе.
В каком из этих случаев действия кассира отвечают требованиям законодательства?
Рассматриваемые варианты отличаются друг от друга тем, что в одном случае товар из торговой корзины выкладывает покупатель (на транспортерную ленту), а в другом это делает кассир.
Сразу отметим, что в одних магазинах покупателям для сбора товаров выдаются только тележки, в других - только торговые корзины, а в третьих - и торговые корзины, и тележки. В нашем вопросе говорится о случае, когда в магазине выдаются торговые корзины, то есть речь идет о некрупных магазинах, где поток покупателей небольшой.
Обратимся к нормативно-правовым актам. В Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением*(1) (далее - Типовые правила) имеется разд. IV "Работа кассира в течение смены". В пункте 4.1 данных правил перечислены следующие обязанности кассира-операциониста или другого материально ответственного лица (контролера-кассира, официанта, продавца, буфетчика, приемщика заказов и др.):
1) обеспечить тщательный уход и бережное обращение с машиной, содержать ее в чистоте и порядке;
2) осуществлять операции ввода сумм в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип кассовых машин;
3) для одного покупателя (клиента) определить общую сумму покупки, услуги по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и назвать ее покупателю (клиенту);
4) получить от покупателей (клиентов) деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в предприятиях общественного питания обозначенной в меню, или ценнику в следующем порядке:
а) четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
б) напечатать чек - при расчетах с использованием контрольно-кассовой машины;
в) назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).
Как видим, о порядке выкладывания товара из торговой корзины покупателя здесь не говорится ни слова. Также об этом не сказано во многих иных нормативных актах, например Правилах продажи отдельных видов товаров*(2), Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В то же время в п. 1.2 Типовой инструкции по охране труда для кассира торгового зала и контролера-кассира, приведенной в Межотраслевых типовых инструкциях по охране труда для работников розничной торговли*(3), а также в п. 1.5 Инструкции N 14 по охране труда для кассира торгового зала и контролера-кассира, приведенной в Типовых инструкциях по охране труда для работников предприятий торговли и общественного питания (ТОИ Р-95120-(001-033)-95)*(4), указано, что при подготовке товаров к продаже и при перекладывании покупок в инвентарные корзины на контролера-кассира могут воздействовать дополнительные факторы... То есть в названных документах прямо сказано, что кассир перекладывает покупки в инвентарные корзины. Исходя из этого, можно сделать вывод, что кассир должен сам выкладывать товар из торговой корзины покупателя для сканирования штрихкода.
Обратимся к Основным правилам работы магазина, утвержденным Приказом Минторга СССР от 18.05.1973 N 102. В абзаце 2 п. 49 указано, что при расчете покупатель ставит инвентарную корзину (лоток) с отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролер-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину (лоток), постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовом аппарате стоимость покупки, четко называет общую стоимость покупки и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек. После окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
Получается, что кассир должен сам выкладывать товар из торговой корзины покупателя.
Это согласуется с понятием самообслуживания. Пунктом 123 ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения"*(5) определяется, что метод самообслуживания - это способ реализации товаров, при котором покупатели имеют прямой доступ к товарам и самостоятельно, не пользуясь услугами персонала, осуществляют выбор и отбор товаров. То есть самообслуживание заключается в самостоятельном выборе и отборе товаров покупателем. Соответственно, выкладывание товара покупателем из торговой корзины на транспортерную ленту не относится к самообслуживанию.
Также это согласуется с общим правилом заключения договора розничной купли-продажи. В силу ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Следовательно, до пробития кассиром кассового чека товар, выбранный покупателем и лежащий в торговой корзине, находится в собственности магазина. Поэтому логично предположить, что товар, принадлежащий магазину, из товарной корзины должен выкладывать кассир.
Официальных разъяснений контролирующих органов и арбитражной практики по рассматриваемому вопросу нет.
В настоящее время в каждом магазине этот вопрос, как правило, решается торговыми организациями индивидуально.
Отметим, что при наличии у кассы транспортерной ленты в магазинах чаще применяется вариант, когда покупатель самостоятельно выкладывает товар из корзины. Это можно объяснить следующим:
- упрощается работа кассира;
- ускоряется обслуживание покупателей, а следовательно, увеличивается выручка магазина;
- отсутствует административная ответственность за возложение на покупателя данных действий.
Правда, одним из факторов, влияющих на выбор покупателями магазина, в котором они совершают покупки, является выкладывание самим кассиром товаров из корзины покупателя, что создает для покупателя дополнительные удобства.
В случае, когда организация предпочитает, чтобы покупатель сам выкладывал товар из торговой корзины на транспортерную ленту, для снижения риска споров с покупателями можно перед кассой повесить объявление с предложением покупателям самим выкладывать товар на ленту перед кассой.
Также рекомендуем разработать и утвердить стандарты обслуживания кассиром покупателей и приложить их к должностной инструкции кассира. В стандартах обслуживания покупателей для кассира можно указать следующее:
- просить выложить товар на транспортерную ленту;
- проверить, весь ли товар выложен на транспортерную ленту из корзины;
- если покупатель не выложил на транспортерную ленту весь товар или забыл выложить часть товара, вежливо попросить покупателя выложить товар на транспортерную ленту;
- при необходимости самостоятельно выложить товар из торговой корзины на транспортерную ленту.
Делаем выводы
В магазинах самообслуживания, где конструкция кассовой кабины предполагает наличие транспортерной ленты и накопителя, торговые организации сами устанавливают порядок действий покупателя на кассе: либо покупатель выкладывает товар из торговой корзины, либо это делает кассир. Нормативными правовыми актами предусмотрен второй вариант. Поэтому именно в этом случае действия кассира можно назвать обоснованными.
В то же время административной ответственности за применение первого варианта нет. Если организация розничной торговли решит применять его, для снижения рисков возникновения споров с покупателями рекомендуем в зоне видимости разместить объявление с предложением покупателям самим выкладывать товар на ленту перед кассой, а также утвердить стандарт обслуживания кассиром покупателей (приложить его к инструкции кассира).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Минфином РФ от 30.08.1993 N 104 (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
*(3) Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12.02.2002 N 9.
*(4) Утверждены Приказом Роскомторга от 03.10.1995 N 87.
*(5) Утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"