Проблемы использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе
Е.В. Пуляева,
ведущий научный сотрудник отдела социального
законодательства Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
кандидат юридических наук
Журнал "Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2015 г.
В статье Е.В. Пуляевой рассматриваются правовые проблемы использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе. Автором исследуются возможности учета в законодательстве технических особенностей функционирования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
С принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование приобрело новые формы своей реализации.
Законодательно закреплены формы реализации образовательных программ с применением электронного обучения (далее - ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). До этого подобное регулирование отсутствовало. Приняты подзаконные нормативные правовые акты, определяющие особенности таких форм реализации образовательных программ. ЭО и ДОТ предоставляют широкие возможности для организации образовательного процесса, привносят разнообразие в формы подачи информации, расширяют круг обучающихся, снимают барьеры вроде территориальной недоступности образовательной организации.
Принципиальная разница между ЭО и ДОТ заключается в том, взаимодействуют между собой педагог и обучающийся непосредственно или нет. Если непосредственное взаимодействие осуществляется? и обязательно с использованием информационных технологий, технических средств, речь идет об электронном обучении. Если взаимодействие носит опосредованный характер, - посредством информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет), то это дистанционное обучение. Образовательная организация вправе использовать одну или одновременно обе формы реализации образовательной программы.
Появление таких форм реализации образовательных программ дало толчок развитию рынка образовательных услуг в глобальной сети Интернет, когда организации, осуществляющие образовательную деятельность, предлагают образовательные программы разной продолжительности и разного содержания, ориентированные на различные категории обучающихся. В основном такие программы распространены в системе дополнительного образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют в течение определенного времени доступ обучающемуся к информационным ресурсам в рамках образовательной программы и с установленной периодичностью проверяют выполненные обучающимся задания. В отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в организованных форумах предполагается обсуждение возникающих вопросов между обучающимися с участием ассистентов преподавателей.
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Задачей законодательства в связи с этим является определение правильного вектора своего развития, чтобы, используя ДОТ и ЭО в образовательной процессе, право на образование было гарантировано.
Существует целый ряд проблем правового регулирования ДОТ и ЭО. Внимание к ЭО и ДОТ должно быть сосредоточено в нескольких плоскостях.
1. Использование ЭО и ДОТ в образовательном процессе требует обеспечения защищенного обмена данными между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимися. Так, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет цифровой сертификат, всестороннее использование которого гарантирует обучающимся проверку подлинности владельца сертификата, и, как следствие, подлинности размещенных им ресурсов, а также использует криптографические механизмы защиты данных, обеспечивающие безопасное соединение между предоставляемыми ресурсами и обучающимися, то организация, осуществляющая образовательную деятельность, максимально защищает как свои, так и данные обучающихся, максимально сохраняя право на образование последних.
Речь идет о том, когда, например, информация, размещаемая на сайте образовательной организации, не может быть скомпрометирована либо в процесс передачи данных от обучающегося к образовательной организации или, наоборот, не может включиться злоумышленник. В противном случае, если описанные выше меры не выполняются или выполняются частично, участники образовательного процесса подвержены риску мошенничества со стороны злоумышленников. И здесь может пострадать не только право на образование, но и право на частную жизнь, имущество.
Кроме того, предъявляя требования к официальному сайту образовательной организации и размещаемому в нем контенту (ст. 29 Закона N 273-ФЗ), следует учитывать, что официальным сайт может стать только в случае, если он защищен цифровым сертификатом. Обязанности по его получению у образовательной организации нет. Следовательно, образовательная организация, размещая определенный ресурс, не гарантирует его подлинность и защищенность находящейся в нем информации.
Целесообразным в связи с этим являлось бы нормативное закрепление требования о получении образовательной организацией цифрового сертификата для размещаемого ею в глобальной сети Интернет ресурса.
2. Огромную проблему может составить отсутствие технической поддержки на рабочем месте как педагога, так и обучающегося (особенно для обучающихся по программам общего образования), поскольку в случае сбоев в работе оборудования, коммуникационных сетей и программного обеспечения образовательный процесс вынужденно прекращается. Речь идет как о проблемах, возникающих в ходе организации (построения) целевой архитектуры системы, ее обновления и сопровождения на стороне образовательной организации, так и о проблемах инсталляции оборудования, программного обеспечения и обновления последнего на стороне обучающегося.
В качестве примера можно привести проблемы, возникающие в работе интернет-обозревателя (браузера), камер видеосвязи и т.д. Простая для IT-специалиста деталь - как разрешить работать в браузере с всплывающими окнами (некоторые, такие как Google bar, ICQ bar и другие дополнительно устанавливаемые панели браузера этого не допускают), неизвестна обывателю. Более того, у обучающегося потенциально могут возникать вопросы, связанные с использованием, размещенного образовательной организацией ресурса, который может быть предоставлен в виде, например, сайта с размещенной информацией об учебном плане, сервера хранения данных, например лекций, или ссылки на трансляцию в реальном времени лекции или семинара и т.п.
Техническая поддержка важна и в других случаях, когда, например, требуется вход в базы данных, содержащих информацию по учебным курсам, которые обучающийся на данный момент не осваивает и, соответственно, не имеет доступа к ним, но информация в рамках которых необходима ему для выполнения здания (например, пройденный в предыдущем классе материал).
Все это требует разработки и предоставления образовательной организацией обучающемуся подробной и в то же время простой инструкции по установке, обновлению оборудования и программного обеспечения, необходимого для работы, с предоставляемым образовательной организацией ресурсом, а также инструкций по работе с ним. Наряду с вышеперечисленным образовательной организации необходимо предоставлять оперативный канал связи технической поддержки обучающемуся с целью скорейшего решения проблем. В инициативном порядке некоторыми образовательными организациями такая поддержка осуществляется.
3. Достаточно много проблем возникает в результате комплексного характера образовательного законодательства. Появление ЭО и ДОТ в Законе N 273-ФЗ должно сопровождаться скоординированными изменениями в законодательстве об образовании и иных отраслях. Дело в том, что последние нередко определяют возможности использования ЭО и ДОТ в образовательном процессе.
Так, законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения содержит регулятивные нормы в области использования электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ). Использование ЭВМ в образовательном процессе предполагает соблюдение требований к оборудованию помещений, его площади, электромагнитному напряжению (количеству единиц техники на единицу площади) и т.д. Требования, заложенные на сегодняшний день в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", в ряде случаев делают использование ЭВМ невозможным (количество площади на единицу ЭВМ и видеодисплейного терминала). Большие трудности возникают в результате использования устаревшей терминологии и не учет новых достижений в электронике. Так, до сих пор используется термин видеодисплейные терминалы. К видеодисплейным терминалам могут быть отнесены даже мобильные телефоны. Создается правовая неопределенность в том, как организовать рабочее пространство, например с использованием планшетного компьютера, смартфона, интерактивного стола и пленки и т.д.
Несмотря на свой, казалось бы, прорывной характер, образовательное законодательство тем не менее затормаживает в отдельных вопросах применение ДОТ и ЭО в образовательном процессе. Так, использование ЭО и ДОТ при проведении государственной итоговой аттестации по результатам освоения образовательной программы основного общего образования, даже в отношении детей-инвалидов, обучающихся на дому, не допускается. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ по информатике в 11-м классе не допускает использование компьютера. Компьютер может использоваться только в пунктах проведения экзамена участниками государственной итоговой аттестации, не имеющими возможности писать самостоятельно, которые могут выполнять работу только на компьютере. Такой компьютер должен быть без выхода в глобальную сеть Интернет и не содержать информацию по сдаваемому предмету.
4. Ни образовательное законодательство, ни санитарно-эпидемиологические требования и нормы не содержат требования к продолжительности использования ЭВМ в образовательном процессе. Санитарно-эпидемиологическое законодательство только рекомендует ограничить время работы с персональными ЭВМ и только в отношении детей, обучающихся в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях. Студентов вузов и профессиональных образовательных организаций эта рекомендация не касается.
Таким образом, обучение может быть полностью построено на применении ДОТ и ЭО без проведения каких либо очных, аудиторных занятий. В рамках дополнительного профессионального образования это может быть приемлемо. Но когда речь идет о профессиональном или высшем образовании, не говоря уже о школьном, то это большая опасность для качества образования. Задача образовательных организаций, которые сами определяют объем обязательных занятий педагога с обучающимся, - не допустить переход исключительно в плоскость виртуальных взаимоотношений обучающегося и педагога.
5. Обязанностью общеобразовательных организаций является приобретение только тех ЭВМ, которые имеют сертификат безопасности. Каждый тип персональной электронно-вычислительной машины подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.
Это платная услуга, которая может оказываться как государственными, так и негосударственными лабораториями. Обязательную сертификацию на соответствие ГОСТ ЭВМ на данный момент не проходят, так же как и экспертизу для получения свидетельства о государственной регистрации в рамках Таможенного союза, т.е. санитарно-эпидемиологическая экспертиза - это инициатива производителя и, может быть, еще поставщика продукции. Однако в дошкольных образовательных организациях и школах могут использоваться ЭВМ, только имеющие свидетельства о прохождении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
6. Не выделяются минимальные требования к рабочему месту пользователя (обучающегося), если только речь идет не о дистанционном обучении детей-инвалидов. Между тем не только технические характеристики каналов связи, обеспечивающие скорость, объем и качество передаваемых данных, в том числе изображения и звука, между образовательной организацией и обучающимся, но и высокая производительность конфигурированных рекомендованным образом машин, обрабатывающих эти данные, позволяет организовать полноценный процесс обучения. Например, при реализации образовательных программ образовательными организациями в инициативном порядке предлагаются требования к разрешению дисплея (например, 800 x 600 точек или выше), глубине цвета дисплея (например, 16 бит (65 536 цветов) или выше), четкости звука. Однако несоблюдение подобных установленных требований, как правило, не сопровождается "санкциями", и устранение их остается "на совести" пользователя и лишь дискредитирует образовательный процесс с использованием электронного обучения дистанционных образовательных технологий. Ответ на вопрос, можно ли использовать нарушение таких требований как основание для расторжения договора об оказании образовательных услуг (если он заключен), вряд ли может быть дан.
7. Использование иностранного языка обучения при применении ЭО и ДОТ. Возникает вопрос, можно ли использовать иностранную учебную литературу. Существует целый ряд учебных дисциплин и специальностей в сфере профессионального образования, где использование иностранного языка необходимо. А в целях максимальной аутентичности информации необходимо использование первоисточника на иностранном языке.
В соответствии с частью 1 ст. 14 Закона N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Вместе с тем в соответствии с частями 5 и 6 указанной статьи образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, Закон N 273-ФЗ не содержит ограничений на освоение полностью либо части основной образовательной программы на иностранном языке. Соответственно и использование иностранной литературы возможно.
Однако если речь идет об общем образовании и учебниках, для которых утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, то образовательные организации вправе выбирать, руководствуясь пунктом 1 ч. 4 ст. 18 Закона N 273-ФЗ, учебники только из этого перечня. Если его открыть, то в нем можно увидеть помимо учебников на русском языке только учебники из числа трех языков народов Российской Федерации: татарский, хакасский и якутский.
В связи с тем, что дистанционное обучение в последние годы приобретает все большую популярность, возникает необходимость стандартизации подходов к созданию курсов дистанционного обучения. Дистанционная форма обучения в Западной Европе имеет более чем 40-летнюю историю развития. За это время западные дистанционные учебные заведения успешно отработали технологию данного обучения. Существует ряд международных организаций, работающих в сфере стандартизации, консорциумов и национальных программ, министерств отдельных стран, тесно сотрудничающих в сфере разработки элементов системного подхода к построению систем дистанционного обучения или любых других обучающих систем, функционирующих на базе информационных технологий. Среди этих организаций ведущая роль принадлежит аккредитованному IEEE комитету P1484 LTSC по стандартизации обучающих технологий (Institute of Electrical and Electronic Engineers, Project 1484, Learning Technology Standards Committee); проекту Европейского союза ARIADNE (Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe), имеющему целью разработку инструментов и методологий для производства, управления и многократного использования педагогических элементов, разработанных на основе компьютерных технологий; американскому проекту IMS (Educom's Instructional Management Systems), занимающемуся разработкой технологических спецификаций для развития рынка образования; организации американского Департамента обороны ADL (Department of Defense Advanced Distributed Learning), занимающейся определением требований к обучающим технологиям. Есть и другие организации, в той или иной мере вовлеченные в процессы разработки стандартов и спецификаций на обучающие системы, построенные на основе информационных технологий.
Начиная с 1996 г., многие специалисты в сфере образования и информационных технологий приходят к заключению о необходимости разработки системного подхода к построению компьютерных обучающих систем и внедрения стандартов на их программные и технологические составляющие, обеспечивающие совместимость систем и их элементов, а также их устойчивость к изменениям в сфере информационных технологий и аппаратного и программного обеспечения. Работы в этой области начинаются с проекта ARIADNE, инициированного при поддержке научно-исследовательской рамочной программы Европейского союза. Концепция образования на основе компьютерных технологий и с телематической поддержкой, предложенная ARIADNE, опирается на международную систему взаимосвязанных общих резервов знаний (knowledge pools system, KPS). В 1997 г. стартовал проект в рамках инициативы EDUCAUSE (Инициатива создания Национальной Учебной Инфраструктуры (National Learning Infrastructure Initiative), названный IMS. IMS - это консорциум с членами, представляющими образовательные, коммерческие и правительственные организации, включающий свыше 1600 колледжей и университетов и 150 корпораций.
Министерство обороны США и Департамент политики в области науки и технологии Администрации Президента США в ноябре 1997 г. объявили о создании инициативы ADL (Advanced Distributed Learning), результатом которой явилось создание мирового стандарта SCORM. Данный стандарт определяет структуру учебных материалов и интерфейс среды выполнения. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования. SCORM описывает эту структуру с помощью нескольких основных принципов, спецификаций и стандартов, основываясь при этом на других уже созданных спецификациях и стандартах электронного и дистанционного образования.
Создание такого стандарта позволяет использовать единые подходы к построению системы дистанционного обучения, наполняя при этом ее разным контентом (содержанием).
Рынок систем дистанционного обучения, создаваемых на основе упомянутого стандарта, очень обширен. В целом, по данным отчета "The Е-Learning Guild report" за 2010 г., первая десятка наиболее популярных систем дистанционного образования в мире в настоящее время выглядит так:
1) Moodle (18,6%);
2) Other (16,6%);
3) Developed In-House (14,8%);
4) SumTotal (14,6%);
5) Saba (12,5%);
6) Blackboard (8,9%);
7) Oracle (7,9%);
8) Plateau (7,5%);
9) Learn.com (6,7%);
10) SkillSoft (6,2%).
Образовательные организации Российской Федерации используют такие системы. Рынок российских систем дистанционного обучения до 2000 г. не имел конкурентов популярным западным брендам: Lotus Learning Space (IBM, США), WebCT (WebCT, США), Cisco, Oracle. Лишь с 2001 г. начался рост числа российских разработок, альтернативных импортным системам дистанционного обучения: АСДО "ДОЦЕНТ", "Прометей", "ОРОКС", eLearning 3000, REDCENTER, "Новый Диск", "Физикон WebSoft". Отечественными специалистами-юристами подмечался высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий: "_все, чем пользуется российский гражданин, начиная от мобильного телефона и кончая персональным компьютером, построено на иностранной элементной базе. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России, к сожалению, особенно в государственных органах, сегодня используются в основном зарубежные разработки".
Перспективным направлением развития и совершенствования ДОТ в Российской Федерации видится проработка вопроса о создании стандарта дистанционного обучения, учитывающего положительный опыт стандарта SCORM и советской, а впоследствии российской образовательных систем.
В отечественной научной литературе уже высказывалось мнение, что "среди проблем, затрудняющих эффективное использование дистанционных образовательных технологий в российских образовательных организациях, имеется проблема использования вузами программных продуктов, созданных на основе различных стандартов, что затрудняет эффективный информационный обмен между вузами и создает трудности для интеграции в общемировую систему электронного обучения, реализуемого на основе международных стандартов".
Выход из сложившейся ситуации, еще раз подчеркнем, находится в плоскости разработки системного подхода к построению компьютерных обучающих систем и внедрение стандартов на их программные и технологические составляющие, обеспечивающие совместимость систем и их элементов, а также их устойчивость к изменениям в сфере информационных технологий и аппаратного и программного обеспечения.
Библиография
Арутюнова Л.Б. Организационно-правовые проблемы построения информационного общества в Российской Федерации // Информационное право. 2013. N 2.
Лебедева М.Б., Агапонов С.В., Горюнова М.А. и др. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / / под ред. М.Б. Лебедевой. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
Сухотин С.О., Белявский А.А. Организационно-правовое обеспечение электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Информационное право. 2013. N 3.
http://dl.nw.ru/standarts/index.shtml.
http://www.slideshare.net/RaminAliev/report-education.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе
Автор
Е.В. Пуляева - ведущий научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук
Журнал "Законодательство и экономика", 2015, N 10