В госпитале находится на лечении пациент. В своем информированном согласии он указал имя и фамилию сына в качестве человека, имеющего право на получение информации о ходе лечения. На данный момент сын обратился с письмом (требованием) к госпиталю, чтобы госпиталь выдал ему заверенную копию истории болезни отца.
Имеет ли право госпиталь выдать ему копию истории болезни отца (живого и проходящего лечение в госпитале)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации госпиталь не вправе выдавать сыну пациента, находящегося на лечении, копию его истории болезни.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального Закона от 21 ноября 2011 г. N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. При этом к врачебной тайне относится информация о факте обращения за медицинской помощью; о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания; сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем ее, а также иные сведения о состоянии психического здоровья (ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"); иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается (п. 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). Поэтому при необходимости сообщить эти сведения другим лицам следует получить соответствующее согласие пациента. Исключение составляют случаи, поименованные в ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ. Перечень таких случаев сформулирован законодателем исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит. Заметим, что родственники пациентов в этом перечне не указаны.
Согласно ч. 5 ст. 22 Закона N 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы Закона N 323-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 мая 2012 г. N 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Указанные документы выдаются также законным представителям граждан*(1) при предъявлении документа, удостоверяющего личность законного представителя, а также документа, подтверждающего его полномочия (п. 3 Порядка). Кроме того, медицинские заключения выдаются по запросам органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного. Получать согласие гражданина или его законного представителя в этих случаях не требуется (п. 5 Порядка).
На основании п. 17 Порядка дубликаты, копии справок, медицинских заключений могут выдаваться гражданину, законному представителю гражданина либо его уполномоченному представителю на основании письменного заявления при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина, в том числе законного представителя.
С учетом изложенного в рассматриваемом случае выписка из истории болезни пациента может быть выдана на основании письменного заявления сына при наличии письменного согласия отца на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, и документа, подтверждающего полномочия сына на получение такой выписки (например выданная отцом доверенность).
Наличие информированного добровольного согласия пациента в данном случае значения не имеет. По смыслу ст. 20 Закона N 323-ФЗ дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя является лишь необходимым предварительным условием медицинского вмешательства на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Тот факт, что в рассматриваемом случае пациент дал согласие на информирование сына о ходе лечения, сам по себе не может являться основанием для выдачи ему медицинских документов, составляющих врачебную тайну.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации госпиталь не вправе выдавать сыну пациента, находящемуся на лечении, копию его истории болезни.
В этой связи смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 23 октября 2013 г. по делу N 33-3584.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
6 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Законные представители - это лица, являющиеся представителями подопечных в силу закона. Таковыми являются родители (усыновители) несовершеннолетних (ч. 1 ст. 64 СК РФ), опекуны, попечители в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан (п. 1 ст. 31, ст.ст. 32, 33, п. 4 ст. 35 ГК РФ). Полномочия родителей и усыновителей подтверждаются свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния: свидетельством о рождении несовершеннолетнего, свидетельством об усыновлении (ст.ст. 23, 43 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Законное представительство опекунов или попечителей подтверждается соответствующим решением органов опеки и попечительства и документом, удостоверяющим личность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.