Центр социального обслуживания: от реорганизации к мотивации
Т.А. Куприянова,
директор ОАУСО "Чудовский комплексный центр социального
обслуживания населения" Новгородской области
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 10, октябрь 2015 г.
Текущий год принес ОАУСО "Чудовский комплексный центр социального обслуживания населения" много изменений: обновлены требования отраслевого законодательства, произошла реорганизация учреждения, сократились объемы финансирования. Что конкретно поменялось в деятельности комплексного центра и как он выстраивает работу в новых условиях?
Наш центр социального обслуживания получил автономный статус 25 января 2011 года на основании Распоряжения администрации Новгородской области от 16.12.2010 N 397-рз*(1). Главным преимуществом такого перехода стала свобода в плане распоряжения финансовыми средствами. Если раньше мы руководствовались жесткой бюджетной росписью, а передвижка денежных средств с одной статьи на другую требовала длительных согласований, в статусе автономного учреждения стало намного легче работать - мы сами начали определять, какие суммы и на что тратить.
Однако последний год центр функционирует в новых условиях: вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ), изменилась региональная нормативная база, а сам центр социального обслуживания был реорганизован путем присоединения к нему областного бюджетного учреждения "Чудовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Реорганизация учреждения
Данная процедура проводилась на основании Распоряжения правительства Новгородской области от 01.12.2014 N 396-рг*(2) и завершилась 12 февраля 2015 года. ОБУСО "Чудовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" прекратило деятельность как самостоятельное юридическое лицо, а его подразделения стали структурными единицами автономного учреждения. В результате в комплексном центре действуют восемь структурных подразделений, предлагающих в совокупности практически весь спектр социальных услуг (кроме стационарного обслуживания пожилых людей и инвалидов).
Кадровых проблем при реорганизации не возникло. За два месяца до присоединения бюджетного учреждения мы уведомили об этом его сотрудников, и они согласились на работу в новых условиях (тем более круг обязанностей остался прежним). Однако за реорганизацией последовали другие изменения.
Прежде всего, у объединенного учреждения увеличились объемы работ: если раньше нашими клиентами были только пожилые граждане и инвалиды, теперь добавились еще несовершеннолетние и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В то же время финансирование комплексного центра социального обслуживания уменьшилось более чем на 10% по сравнению с субсидиями, выделяемыми двум самостоятельным учреждениям. Нашему АУ в 2014 году были выделены субсидии в размере 8,653 млн. руб., а бюджетному учреждению - в размере 9,408 млн. руб. В 2015 году субсидия на выполнение государственного задания комплексного центра составила 15,874 млн. руб.
Целью реорганизации было сокращение затрат регионального бюджета, причем предполагалось, что расходы учреждения будут снижены за счет уменьшения численности административного персонала. На практике получилось иначе. По руководящим должностям, которые существовали в бюджетном учреждении, никакого сокращения не произошло - эти сотрудники продолжили работу в комплексном центре в статусе заместителей и заведующих отделениями. Численность работников уменьшилась за счет основного персонала.
Дело в том, что правительство Новгородской области издало Распоряжение от 03.12.2014 N 403-рг, регламентирующее нормативы штатной численности организаций социального обслуживания, и в силу этого распоряжения нагрузка на социальных работников, осуществляющих соцобслуживание пожилых и инвалидов на дому, увеличилась. Если согласно Постановлению Минтруда РФ от 08.07.1997 N 36*(3) до 2011 года нормы обслуживания устанавливались на уровне 4 и 8 человек на ставку (на селе и в городе соответственно), при подготовке к переходу в статус АУ и после оптимизации*(4) были приняты локальные акты по каждому АУ Новгородской области. В Чудовском центре нагрузка у соцработников стала 5 и 10 человек на ставку (соответственно сельский и городской сектор), а после реорганизации и проведения уведомительных процедур данная нагрузка на основании упомянутого распоряжения возросла до 8 и 12 человек (сельский и городской сектор).
В результате произошло скрытое сокращение из-за того, что у соцработников увеличились нормы нагрузки. В частности, в 2014 году в обычном отделении трудилось 20 соцработников, в специализированном - 5, а согласно штатному расписанию 2015 года - соответственно 14,5 и 4. Причем если раньше сотрудник мог работать более чем на одну ставку (например, на 1,25), то сейчас эти дополнительные объемы вошли в саму ставку. Таким образом, оптимизация деятельности учреждения произошла по большей части за счет сокращения основного персонала и увеличения интенсивности труда оставшихся сотрудников. Хотя у административного персонала нагрузка тоже возросла: стали больше площади обслуживания, объемы работ и интенсивность труда.
Примечание. Предполагалось, что после реорганизации расходы учреждения будут снижены за счет уменьшения численности административного персонала. На практике получилось иначе: численность работников уменьшилась за счет основного персонала.
Государственное задание
После реорганизации объем государственного задания (количество получателей социальных услуг) увеличился - появилась еще одна категория подопечных: несовершеннолетние и их семьи. Приведем основные параметры государственного задания.
Название государственной услуги/работы | Объем предоставления услуги/работы |
Предоставление социальных услуг в форме обслуживания на дому | 120 чел. |
Предоставление социально-медицинских услуг в форме обслуживания на дому | 35 чел. |
Предоставление социальных услуг в полустационарной форме | 4400 чел.-дн. |
Предоставление срочных социальных услуг | 412 чел. |
Предоставление социальных услуг в стационарных условиях несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации | 4590 чел.-дн. |
Предоставление социальных услуг в полустационарной форме несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) | 600 получателей услуг |
Предоставление социальных услуг в форме обслуживания на дому несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) | 5 чел. |
Сопровождение семей с детьми | 150 семей |
Объем предоставления той или иной услуги определяется в разных единицах, и здесь нужно отметить следующее: на наш взгляд, учет в человеко-днях объемов услуг, оказываемых в условиях стационара, вполне оправдан (поскольку подопечный круглосуточно находится в учреждении), а вот услуги полустационара, в рамках которого проходит социальная реабилитация пожилых, целесообразно измерять числом реабилитированных. Оказание услуг в данной форме не занимает так много времени, чтобы высчитывать его в днях и часах (в этих случаях гражданам даже может не предоставляться место для отдыха и сна). Пожилые приходят в комплексный центр, чтобы позаниматься физкультурой, посетить массажный кабинет, компьютерный класс, занятия с инструктором по труду, принять участие в культмассовых мероприятиях, побеседовать с психологом. По сути, при обслуживании пожилых людей в полустационаре для учреждения важно именно количество получателей услуг.
Кроме того, при анализе деятельности отделений социальной реабилитации с проживанием наглядно видно, что происходит дублирование функций медицинских учреждений. Мы считаем, что социальные учреждения должны уделять больше внимания социально-психологическим, социально-адаптивным, активизирующим методам работы, а большую часть медицинских услуг (особенно тех, которые требуют лицензирования) оставить медикам.
Отметим еще один момент. Количество обслуживаемых на дому клиентов постепенно снижается в связи с тем, что меняется структура контингента людей пенсионного возраста. Сейчас большинство граждан, недавно получивших статус пенсионера, имеют высокий уровень здоровья и хороший интеллектуальный потенциал. Поэтому социальные учреждения нашего типа будут вынуждены перестраивать свою работу, ориентируясь на появляющиеся потребности населения.
С вступлением в силу Закона N 442-ФЗ и приведением в соответствие с ним регионального законодательства появилось большое количество новых требований. Проблем и задач много, приходится их решать. В частности, встает вопрос: как должна оплачиваться работа основных сотрудников, занятых выполнением государственного задания по надомному обслуживанию? В настоящее время социальные работники ориентированы на количество обслуживаемых клиентов: если установленная норма выполняется - сотрудник получает зарплату в полном объеме. Однако при этом не учитывается, в каком размере и какие услуги были предоставлены. Например, при обслуживании пожилых граждан на дому может оказаться, что у одного клиента есть потребность в десяти социальных услугах, а у другого - в двадцати. Однако и в первом, и во втором случае соцработник получит плату за обслуживание одного клиента, что не совсем верно.
Сложности возникают и в другой ситуации - в работе отделений помощи детям, поскольку такие отделения решают разноплановые задачи. Специалисты отделения психолого-педагогической помощи стремятся к максимальной реабилитации семейных отношений и оставляют детей с родителями, а отделению социального приюта необходимо выполнить госзадание по человеко-дням. Дилемма исчезнет только при условии, что у всех будет одна цель - сохранить семью без изъятия из нее ребенка. В связи с этим мы считаем, что в отдаленной перспективе нужно больше внимания уделять профилактике.
На наш взгляд, следующим этапом повышения эффективности деятельности и развития системы социального обслуживания должен стать переход от оценки работы сотрудников и ее оплаты по количеству получателей услуг к оплате, зависящей от количества непосредственно оказанных услуг с учетом их трудоемкости и достигнутых конечных результатов. Для внедрения данного подхода потребуется большая работа служб статистики, экономистов, нормировщиков. Необходимо рассчитать стоимость каждой услуги в зависимости от ее трудоемкости (учесть нормы времени для предоставления услуги, физической и психологической нагрузки на работника, расстояние между домами подопечных и др.), а затем определить в этой сумме долю, приходящуюся на оплату труда работника. Таким образом, размер субсидии на выполнение государственного задания будет формироваться с учетом реальной стоимости каждой социальной услуги, а размер заработка сотрудников учреждения станет напрямую зависеть от объема оказанных ими услуг.
Повышение заработной платы
Как было сказано выше, АУ предоставлена свобода распоряжения своими денежными средствами. Но в настоящее время статья затрат на заработную плату подвергается контролю со стороны учредителя. Это связано с тем, что учреждению необходимо выполнять требования Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в силу которого зарплата отдельных категорий работников должна быть увеличена до средней зарплаты по региону. Конкретные целевые показатели на каждый год установлены в Плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Новгородской области (2013-2018 годы)"*(5) и зафиксированы в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение госзадания, заключаемом с учреждением. Иными словами, целевые показатели нужно выполнять в обязательном порядке (в частности, от них в зависимость поставлено премирование руководителей учреждения). Однако в условиях сокращения бюджетного финансирования добиться этого непросто.
Достижение целевых показателей по повышению заработной платы происходит за счет средств субсидии на выполнение госзадания и внебюджетных доходов, хотя возможностей для этого сейчас стало существенно меньше. Сокращение субсидии на выполнение госзадания привело к тому, что в Чудовском комплексном центре были снижены расходы на зарплату (прежде всего за счет уменьшившейся численности сотрудников) и приобретение материальных запасов (ГСМ, канцелярских и хозяйственных товаров), а также на оплату связи и Интернета.
Поступления от внебюджетной деятельности тоже упали. В частности, в 2014 году учреждение заработало 960 тыс. руб., а за I полугодие 2015 года - только 330 тыс. руб. Снижение доходов произошло из-за изменения федеральной и региональной нормативной базы: раньше социальные услуги предоставлялись бесплатно тем пожилым гражданам, чей доход был ниже 1 регионального прожиточного минимума, а сейчас данный порог повышен до 1,5 прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. В результате 64% обслуживаемых на дому стали получать услуги бесплатно.
Конечно, учреждение предоставляет и дополнительные платные услуги, которые не входят в перечень социальных услуг, гарантированных государством. Но и здесь возникают некоторые сложности - встает вопрос о мотивации сотрудников, занятых в указанной деятельности. Дело в том, что дополнительные платные услуги предоставляются отделением, обслуживающим пожилых людей и инвалидов на дому, а отделение, работающее с детьми, не привлекает внебюджетных средств. В то же время заработанные суммы приходится распределять на зарплату всех сотрудников учреждения и компенсировать за счет названных сумм затраты на тех, кто не участвует в платной деятельности. Как следствие, мотивация соцработников, занятых в предоставлении платных услуг, снижается, ведь значительная часть заработанных ими средств используется на нужды всего учреждения.
По этой причине некоторые виды дополнительных платных услуг стали предоставляться в меньшем объеме, чем раньше, хотя они приносили прибыль. В частности, учреждение сократило количество паломнических поездок и мероприятий по программе "Социальный туризм", в рамках которой организуются экспедиции по заброшенным памятным местам Чудовского района с целью их возрождения.
Кстати, на мотивацию персонала влияет и необходимость выполнения учреждением целевых показателей по повышению зарплаты, но такое влияние нельзя назвать позитивным. Некоторые сотрудники уверены, что зарплату в установленном объеме*(6) они получат независимо от того, насколько качественно будут выполнять свою работу, и в связи с этим не стремятся трудиться лучше. Приходится бороться с подобными стереотипами.
На наш взгляд, самой действенной мотивацией окажется механизм оплаты труда по количеству и качеству предоставленных услуг. Тогда у сотрудников будет больше стимулов к интенсивной и эффективной работе.
Дополнительные услуги
Несмотря на то что внебюджетные доходы АУ упали, а некоторые платные услуги предоставляются в меньшем объеме, мы продолжаем развивать данное направление. В частности, такие услуги, как массаж или занятия в школе компьютерной грамотности, по-прежнему пользуются спросом. Востребовано и сопровождение пожилых граждан на транспорте учреждения, когда человеку необходимо доехать до местной поликлиники, бани или областной больницы. Для граждан это дешевле, чем заказ такси (даже социального), а для учреждения выгодно.
Кроме того, комплексный центр начал выдавать гражданам, не относящимся к нашему контингенту, инвентарь в пользование (трости, ходунки, инвалидные коляски и др.), а также оказывать своим подопечным социальные услуги в объемах, превышающих гарантированный перечень. Например, социальные работники могут принести пожилому гражданину, проживающему в деревне в доме без централизованного водоснабжения, больший объем воды. Конечно, все это незначительные суммы, но они тоже формируют внебюджетные доходы учреждения.
Примечание. Самой действенной мотивацией будет механизм оплаты труда по количеству и качеству предоставленных услуг. В этом случае у сотрудников будет больше стимулов к интенсивной и эффективной работе.
Новые технологии социального обслуживания
Изменившиеся условия работы и сокращение финансирования не становятся помехой для внедрения новых технологий социального обслуживания. Так, в рамках своей основной деятельности учреждение успешно реализует проект "Мобильная бригада", направленный на поддержание жизни в отдаленных от районного центра деревнях и селах, на оказание помощи людям, которые по состоянию здоровья не способны выйти на улицу - в магазин и аптеку. Данная форма работы позволяет обеспечить равный доступ пожилых граждан к услугам комплексного центра. После реорганизации учреждения совместно со специалистами "Мобильной бригады" в отдаленные населенные пункты выезжают специалисты отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних в рамках проекта "Скорая семейная помощь" - контролируют и опекают семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время определено несколько маршрутов, по которым курсирует такая бригада. На основании заявок, принимаемых от граждан, в учреждении разработан годовой план выездов, но жизнь вносит в него свои коррективы и приходится реагировать, помимо прочего, на экстренные вызовы. Соцработники, входящие в мобильную бригаду, покупают для подопечного продукты питания, оказывают социально-бытовую помощь, помогают в решении бытовых проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности клиента.
Финансирование этого направления в прошлом году осуществлялось частично за счет предоставления субсидии на иные цели, выделяемой учреждению в соответствии с областной долгосрочной программой "Активное долголетие", и собственных средств АУ. В 2015 году работа бригады полностью обеспечивается за счет внебюджетных средств учреждения.
В дополнение к "Мобильной бригаде" комплексный центр приступил к реализации нового проекта "Развитие волонтерского движения среди пенсионеров - "Малое дело, да польза большая" (на него получен грант в размере 100 тыс. руб. от благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в рамках конкурса социальных проектов "Активное поколение - 2015"). Идея заключается в том, чтобы в качестве волонтеров привлечь в мобильную бригаду граждан, недавно вышедших на пенсию. С одной стороны, у них высока потребность быть нужными и осуществлять значимую для людей деятельность. С другой стороны, подопечный, к которому приезжает мобильная бригада, нуждается не только в социально-бытовой помощи, но и в общении - это важная жизненная потребность для человека, отрезанного от внешнего мира. У специалистов бригады, ориентированных в первую очередь на социальное обслуживание, не всегда остается время на душевные беседы. К тому же пожилой гражданин будет с большим вниманием прислушиваться к советам волонтера, относящегося к той же возрастной категории.
С сентября текущего года волонтеры проходят в учреждении специальное обучение в "Школе по уходу за пожилыми": изучают правила общения с таким контингентом, вопросы создания доступной и безопасной среды в пределах жилого дома. Например, волонтер может подсказать, как лучше переставить мебель, чтобы она не мешала перемещениям, где установить для удобства поручень или как закрепить ковровую дорожку, чтобы она не создавала затруднений при движении.
На базе комплексного центра внедряются и другие инновационные направления работы с пожилыми людьми и несовершеннолетними. Так, благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Новгородская область реализует в 2015 году пилотный проект по социальному сопровождению семей с детьми в целях профилактики социального сиротства, повышения качества соцобслуживания данной категории и уровня доступности предоставляемой ей социальной помощи. Создана территориальная служба социального сопровождения, где благодаря межведомственному взаимодействию решаются вопросы каждой конкретной семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Жизнь ставит новые задачи, и специалисты автономного учреждения стараются решать их наиболее эффективно.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О создании областного автономного учреждения социального обслуживания путем изменения типа существующего государственного учреждения социального обслуживания "Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
*(2) "О реорганизации областного автономного учреждения социального обслуживания "Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
*(3) "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
*(4) Делались фотографии рабочего дня социального работника, велись обсуждения на общем производственном собрании, давались необходимые разъяснения, уведомления, а также проводились другие процедуры, основанные на требованиях ТК РФ.
*(5) Утвержден Постановлением администрации Новгородской области от 26.02.2013 N 96.
*(6) Приказы департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области от 23.01.2015 N 28 и от 08.04.2015 N 200 "Об утверждении целевых значений средней заработной платы отдельных категорий работников в 2015 году".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"