Обеспечение достоверности сведений, поступающих в ЕГРЮЛ
И. Соловьев,
д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ
Журнал "Налоговый вестник", N 10, октябрь 2015 г.
В данной статье мы продолжим анализ положений Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Помимо изменения законодательства о нотариате, создание процедурных препятствий для использования недостоверных сведений и подставных лиц при государственной регистрации, а также обеспечение достоверными сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) добросовестных участников гражданского оборота реализовано через корректировку федеральных законов "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц". Они направлены на установление механизма обеспечения достоверности заявляемых сведений и обеспечения законности при приобретении, перераспределении и оформлении долей в ООО, осуществлении иных юридически значимых действий в рамках данной организационно-правовой формы образования юридического лица, а также совершенствования механизмов регистрации юридического лица, который минимизировал бы возможность внесения в единый государственный реестр юридических лиц недостоверной информации или сведений о подставных лицах.
Поправки, внесенные в ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Изменения, внесенные в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", вступают в силу с 1 января 2016 года и заключаются в следующем.
1. Факт принятия решения общим собранием участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения. Данная новелла подразумевает, что при процедуре нотариального удостоверения нотариусом будут проверены и надлежащим образом закреплены как полномочия конкретных участников общества на принятие такого решения, так и их осведомленность, и волевое отношение к увеличению уставного капитала.
2. Предусматривается обязательное нотариальное удостоверение цены и других условий продажи оферты, направляемой участником общества, намеренным продать свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу. Данная норма также направлена на исключение возможности выставления оферты о продаже всей доли или ее части одного из участников общества без его ведома третьему лицу, что, с одной стороны, должно защитить добросовестного собственника, а с другой - не допустить продажу доли, оформленной на подставное лицо.
3. Сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами. Нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях перехода доли или части доли к обществу и в случаях распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам. Нотариус, совершающий нотариальное удостоверение сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, проверяет полномочие отчуждающего их лица на распоряжение такой долей или частью доли, а также удостоверяется в том, что отчуждаемая доля или часть доли полностью оплачены. Полномочие лица, отчуждающего долю или часть доли в уставном капитале общества, на распоряжение ими подтверждается документами, на основании которых доля или часть доли ранее была приобретена соответствующим лицом, а также выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о принадлежности лицу отчуждаемых доли или части доли в уставном капитале общества и полученной нотариусом в электронной форме в день удостоверения сделки.
4. Статья 21 Закона дополнена п. 13.1, устанавливающим перечень документов, на основании которых может быть приобретена доля или часть доли в уставном капитале общества.
5. Предусматривается обязанность нотариуса после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня данного удостоверения подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление в форме электронного документа о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц с учетом всех имеющихся обременений. Это заявление подписывается нотариусом, удостоверившим указанную сделку, и скрепляется печатью нотариуса. Подлинность подписи нотариуса не подлежит свидетельствованию в нотариальном порядке.
Таким образом, на нотариусов возлагается ответственность за достоверность и своевременность формирования инспекциями ФНС России массива сведений об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества и изменения итоговых данных ЕГРЮЛ.
6. Аналогичный порядок установлен и для нотариального удостоверения договора залога доли или части доли в уставном капитале общества, а также подачи заявления об этом факте в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
7. Внесено изменение в п. 2 ст. 23 Закона "Приобретение обществом доли или части доли в уставном капитале общества". Требование участника общества о приобретении его доли в уставном капитале общества в случае его несогласия с решением общего собрания участников общества о совершении крупной сделки или об увеличении уставного капитала общества подлежит обязательному нотариальному удостоверению по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок.
8. Также предусматривается, что и заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок. Таким образом, вывести нежелательного участника общества можно будет только через нотариальное удостоверение с проверкой всех данных и личным присутствием покидающего общество участника.
В связи с изложенным можно предположить, что заинтересованные лица до 1 января 2016 года постараются "подчистить" всех сомнительных участников, чтобы не столкнуться с трудностями, которые неизбежно возникнут с указанной даты.
Корректировка законодательства о госрегистрации организаций
Следующий блок изменений касается корректировки законодательства о государственной регистрации юридических лиц и реализован путем внесения изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые также вступают в силу с 1 января 2016 года и заключаются в следующем.
1. Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц, дополнен сведениями о том, что организацией принято решение об изменении места нахождения.
2. Нотариусы включены в перечень адресатов бесплатного предоставления в форме электронного документа сведений, содержащихся в государственных реестрах, включая сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе.
3. Расширен перечень сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (включены записи о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице, а также сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения).
4. Скорректирован порядок представления документов при государственной регистрации в части:
а) возможности представления нотариусом по просьбе заявителя документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
б) при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью по договору залога, который подлежит обязательному нотариальному удостоверению, заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку;
в) при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся учреждения доверительного управления в отношении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, исполнитель завещания или нотариус, учредившие это доверительное управление.
5. Установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Предусмотрен и механизм такой проверки. Инспекции ФНС смогут для этого:
а) изучать документы и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем;
б) получать необходимые объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проводить осмотр объектов недвижимости;
д) привлекать специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Отметим, что основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий должны быть закреплены в соответствующем ведомственном нормативном правовом акте ФНС России.
6. Еще одним важным моментом является прямое закрепление в законе, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, в случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.
7. Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
8. В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
9. Еще одной весьма важной, по мнению автора, новеллой является возможность направления в регистрирующий орган любым заинтересованным лицом письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц. Такое письменное возражение, составленное по утвержденной форме, может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.
10. Отдельно прописаны в законе вопросы, связанные с фактом установления недостоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. Так, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц по утвержденной форме.
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в Едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
Обратите внимание! В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
11. Созданы дополнительные регулирующие механизмы внесения изменений в ЕГРЮЛ в случае изменения места нахождения юридического лица.
К заявлению о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должен быть приложен текст этого решения. В течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения должны быть представлены соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу, относящемуся к месту нахождения, указанному в решении об изменении места нахождения юридического лица.
При этом, согласно новым положениям, документы для государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.
В случае если адрес юридического лица, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц, не относится к новому месту нахождения юридического лица, в заявлении, представляемом для государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица должно быть одновременно сообщено о новом адресе юридического лица, относящемся к новому месту нахождения юридического лица. Государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица.
Таким образом, с начала 2016 года в ЕГРЮЛ будут вноситься сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения. Такое решение должно быть приложено к заявлению о внесении сведений в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо приняло решение об изменении места нахождения. Такой комплект документов подается в течение трех рабочих дней после даты принятия решения.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие права использовать объект недвижимости, расположенный по адресу, который указан в решении об изменении места нахождения юридического лица (копия свидетельства о праве собственности, копия договора аренды, заверенная копия поэтажного плана, копия акта передачи-приемки помещения, гарантийное письмо от собственника и др.).
Согласно Закону, комплект документов, включающий в себя: решение об изменении места нахождения, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также документы о наличии права использования объекта недвижимости по новому адресу представляются в инспекцию ФНС по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения.
Если при смене места нахождения компании изменится и адрес, то, согласно новым положениям, с одновременной подачей нового устава и формы 13001 на смену места нахождения подается форма 14001 на смену адреса в ЕГРЮЛ.
При этом все указанное выше не распространяется на случаи, если местом нахождения юридического лица будет домашний адрес руководителя или адрес, которым он имеет право пользоваться. Аналогично решен вопрос и в отношении местонахождения юридического лица с домашним адресом участника с долей не менее 50% или адресом, право пользования которым он имеет.
Все это фактически говорит о том, что с 1 января 2016 года регистрировать юридические лица на домашний адрес генерального директора или участника общества, обладающего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов, будет не запрещено. А что не запрещено, то, как известно, разрешено.
Снизит ли это расходы на открытие нового бизнеса и издержки на ведение существующего - бесспорно, кроме того, будет снят один из серьезных административных барьеров, который осложнял ведение предпринимательской деятельности, особенно для малого и среднего бизнеса. Ведь за счет жестких требований, выставляемых к местонахождению ("юридическому" адресу и его соответствию "фактическому"), вопрос с "однодневками" и подставными лицами не решался, зато появлялся широкий простор для коррупционных проявлений и обогащения сторонних лиц. Кроме того, регистрация юридического лица по домашнему адресу руководителя или участника, владеющего долей не менее 50%, позволит не бегать в случае необходимости за должностными лицами юридического лица, своевременно извещать их, а также продемонстрирует транспарентность намерений, доступность учредителей и их готовность сотрудничать с государственными органами. Также можно предположить, что фактов регистраций юрлиц на покупные адреса станет меньше из-за того, что многие захотят зарегистрироваться на домашний адрес, следовательно, снизится объем рынка услуг по предоставлению адресов. Следует учитывать полномочия регистрирующего органа (инспекций ФНС России) - проверять достоверность включаемых в реестр данных. Ведь при возникновении обоснованных сомнений в достоверности представленной информации или в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, налоговый орган должен провести соответствующую проверку, механизм который приведен выше.
Следует также учитывать, что согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" о недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует, или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
- имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
12. Более детально прописан в законе и механизм подачи, а также содержания уведомлений о ликвидации юридического лица и составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Обратите внимание! Сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. При этом опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в установленном порядке. Обязанность уведомления регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса возлагается на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) (ранее это были учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица).
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
а) установленного для предъявления требований кредиторами;
б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению. В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.
13. Законом введены ограничительные меры, направленные на отказ в государственной регистрации юридического лица, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
а) владевших на момент исключения ООО из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли 3 года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц;
б) имевших на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли 3 года с момента исключения указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц;
в) являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица;
г) являющихся участниками ООО, владеющими не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли 3 года с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Также основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица является несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1