Имеет ли право работодатель снижать размер премии и стимулирующих выплат за одно и то же нарушение? Например, работник опоздал, по итогам месяца при оценке его работы с него снимают баллы за опоздания, а по итогам квартала при распределении квартальной премии работодатель требует "подать" опаздывающих людей. Получается, что сотрудник наказан за одно и то же нарушение 2 раза? У медицинских работников существуют квалификационные категории, которые чтобы получить, нужно написать работу, а потом ее защитить. Я прочитала, что желание получить категорию у работников сугубо личное, т.е. хочу иметь доплату - защищаю категорию, не хочу - не защищаю. Имеет ли право работодатель заставить писать работу на категорию? И тем более, имеет ли работодатель право вводить в критерии оценки работы критерий о наличии квалификационной категории, и за неимением таковой вычитать баллы (соответственно уменьшать стимулирующие выплаты из-за отсутствия категории)?
Лишение премии не является дисциплинарным взысканием, поэтому правило о неприменении более одного дисциплинарного взыскания за одно и то же нарушение в данном случае не действует.
Более точно ответить на Ваши вопросы о порядке начисления стимулирующих выплат можно только после ознакомления со всеми документами, регулирующими действующую в Вашей организации систему оплаты труда.
Работодатель не вправе требовать от Вас исполнение обязанностей (написание работы), не предусмотренных Вашим трудовым договором.
Правовое обоснование:
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 193 ТК РФ)
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.