28 июля была уволена по сокращению штатов. 29 сентября отнесла бывшему работодателю заявление, там же сняли копию трудовой книжки с подтверждением, что я еще не трудоустроена. На биржу встала на следующий же день после увольнения, т.е. в установленные сроки, но работодатель категорически отказывается платить, мотивируя отсутствием денег. Куда необходимо обратиться за защитой прав, если прокуратура переслала заявление в трудовую инспекцию, сообщив, что это не их случай, а трудовая инспекция тоже написала, что они защищают только права работающих, а не уволенных?
Государственные инспекторы труда не вправе были отказывать Вам в рассмотрении Вашего обращения. Вы вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения инспектора Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, непосредственно руководителю инспектора, в Роструд или в суд.
После поступления от Вас жалобы на действие (бездействие) государственного инспектора труда руководитель инспектора или государственная инспекция труда (Роструд) обязаны будут зарегистрировать ее и в течение 30 календарных дней вынести по ней решение с обязательным информированием Вас об этом в письменной форме. В некоторых случаях рассмотрение Вашей жалобы может быть продлено еще на 30 календарных дней с обязательным информированием Вас об этом в письменной форме.
За защитой своих прав, помимо обращения в Роструд, Вы вправе обратиться также в суд.
Правовое обоснование:
В соответствии с абз. 2 и абз. 15 ч. 1 ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
- осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
Согласно п. 103 "Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н) заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда, его территориального органа в рамках исполнения государственной функции является:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя об исполнении государственной функции;
- нарушение срока исполнения государственной функции;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации при исполнении государственной функции;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для исполнения государственной функции, у заявителя;
- отказ исполнения государственной функции, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- затребование с заявителя при исполнении государственной функции платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отказ территориального органа Роструда, его должностного лица, исполняющего государственную функцию, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате исполнения государственной функции документах либо нарушение установленного срока таких исправлений (п. 104 Административного регламента).
В соответствии с п. 113 вышеуказанного Регламента жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности.
Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем).
Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) рассматриваются в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб.
Согласно п. 115 вышеуказанного Регламента жалоба подлежит обязательной регистрации в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
В соответствии с п. 116 вышеуказанного Регламента решение по жалобе на решения, действия (бездействие) уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда принимается руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в территориальном органе Роструда.
Решение по жалобе на решения, действия (бездействие) руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) принимается в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб, в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в Роструде. В случае необходимости проведения по жалобе дополнительной проверки срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 30 дней.
Решение по жалобе на решения, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда - главным государственным инспектором труда Российской Федерации в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в Роструде.
Согласно п. 117 вышеуказанного Регламента по результатам рассмотрения жалобы принимаются следующие решения:
1) об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и прочее, устранения опечатки, возвращения денежных средств;
2) об отказе в удовлетворении жалобы.
В случае удовлетворения жалобы на обжалуемое решение, уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо вправе отменить обжалуемое решение, изменить его или вынести новое решение.
В соответствии с п. 118 вышеуказанного Регламента в течение дня, следующих за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.