Мы приобрели квартиру на десятом этаже десятиэтажного дома. При заключении договора со строительной компанией и осмотре квартиры не заметили, что на нашем этаже лифт не предусмотрен. Да и цена квадратного метра была такой же, как и на других этажах. Ни застройщик, ни риэлтор не предупредили об отсутствии лифта. Какие нормативные акты описывают нашу ситуацию? Можем ли мы требовать обеспечить нас лифтом или заплатить компенсацию за его отсутствие?
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 утвержден СанПиН 2.1.2.2645-10. Согласно его п. 3.10 жилые здания высотой более пяти этажей должны быть оборудованы лифтами (грузовыми и пассажирскими). При оборудовании дома лифтами, габариты одной из кабин должны обеспечивать возможность транспортирования человека на носилках или инвалидной коляске.
Но при этом нет четкого указания на то, что все этажи здания должны быть оборудованы лифтами. Раньше тоже строились дома, например, девятиэтажные, последний этаж в которых не оборудован лифтом. Строятся они и сейчас. Требовать установки лифта на последнем этаже вы не вправе. Дом сдан в эксплуатацию, следовательно, проектная документация проверена комиссией.
В данной ситуации следует применять ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей": изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
Согласно ст. 12 этого же Закона продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п. 1-4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Таким образом, на основании ст. 10, 12 и 18 Закона о защите прав потребителей вы вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, если сторона договора (продавец) не предоставила вам информацию об отсутствии лифта, т.е., по сути, получить компенсацию.
Для этого вам необходимо обратиться к продавцу (организации-застройщику) с письменной претензией, в которой изложить ваше требование об уменьшении покупной цены со ссылкой на приведенные нормы права.
При должном исполнении продавцом своих обязанностей, т.е. при предоставлении полной информации, вы не стали бы приобретать данную квартиру, поскольку лифт - важное условие комфортного проживания на десятом этаже. Действия продавца (непредставление информации) повлияли на ваш выбор (в положительную сторону) - вы выбрали данную квартиру.
Если застройщик откажет в удовлетворении претензии, необходимо будет подать жалобу в Роспотребнадзор. Последняя инстанция - суд. Защищаясь в суде, застройщик должен будет доказать, что информация об отсутствии лифта была доведена до вашего сведения.
При обращении в суд вам необходимо будет иметь в виду разъяснения, данные Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 28 июня 2012 г. N 17. В п. 2, в частности, говорится о том, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Р. Григорьев
Правовед.RU
3 декабря 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU