Работник имеет полученный 06.02.2005 диплом об окончании вуза по специальности "Менеджмент в организации" с квалификацией "Менеджер". В дипломе сотрудника нет указания на присуждение степени бакалавра либо магистра. Работник в 2015 году самостоятельно (без направления работодателя) поступил в магистратуру на заочное обучение. Работник обучается по специальности "Государственное и муниципальное управление".
Является ли для этого работника обучение в магистратуре получением второго высшего образования?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Обучение работника организации по программе высшего профессионального образования - магистратуры при наличии у него квалификации "дипломированный специалист" или "специалист" является получением им второго высшего образования.
Обоснование позиции:
Согласно п.п. 2-4 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: 1) бакалавриат; 2) специалитет, магистратура; 3) подготовка кадров высшей квалификации. При этом под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (п. 4 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
Обращаем Ваше внимание, что обучение по образовательной программе подготовки специалистов соответствующего уровня высшего профессионального образования, по итогам которой присуждается квалификация (степень) "специалист", осуществляется лишь с 27.10.2007, когда вступил в силу Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" (далее - Закон N 232-ФЗ). До этого момента лицам, обучавшимся в высших учебных заведениях и успешно прошедшим итоговую аттестацию по той или иной программе и специальности, присуждалась квалификация (степень) бакалавра или магистра либо квалификация "дипломированный специалист" (ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в редакции, действовавшей до 27.10.2007).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 108 Закона N 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным Законом N 273-ФЗ, в предусмотренном данной нормой закона порядке, в частности высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре.
Как следует из содержания п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ, обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по образовательным программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования*(1).
Таким образом, специалист и магистр являются квалификациями в рамках одного уровня высшего профессионального образования. При этом обучение в магистратуре лиц, имеющих диплом специалиста или диплом магистра, рассматривается как второе высшее образование.
Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ст. 108 Закона N 273-ФЗ была дополнена частью 15, в силу которой лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
Отметим, что приведенной нормой не регламентируются правоотношения по предоставлению гарантий и компенсаций, связанных с обучением. Ею специально урегулированы случаи принятия лиц, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист" на обучение по программам магистратуры на конкурсной основе, то есть за счет бюджетных средств, в то время как по общему правилу бесплатность высшего образования в Российской Федерации гарантируется государством лишь при условии, что образование данного уровня гражданин получает впервые и прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных средств проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Законом N 273-ФЗ (ч. 3 ст. 5, ч. 4 ст. 55 Закона N 273-ФЗ).
Соответственно, обучение работника организации по программе магистратуры при наличии у него квалификации "дипломированный специалист" или "специалист" является получением им второго высшего образования. То обстоятельство, что работник обучается по иной специальности в рассматриваемой ситуации значения не имеет. Аналогичного мнения придерживаются и суды. Смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12.05.2014 по делу N 33-7729, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ненецкого автономного округа от 03.03.2015 по делу N 33-31/2015, апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2015 N 33-17292/15, апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 26.01.2015 по делу N 33-1044/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 18.03.2015 по делу N 33-1473/2015, решение Кировского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 12.02.2015 по делу N 2-407/2015.
Справедливости ради отметим, что имеются и противоположные решения, когда суды, ссылаясь на те же положения ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ, не считают обучение дипломированного специалиста по программе магистратуры получением второго высшего образования и признают за этими лицами право на дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством (смотрите, например, решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01.04.2015 по делу N 2-3503/2015). Однако мы не разделяем подобную точку зрения. На наш взгляд, данная норма должна применяться не изолированно, а в совокупности с другими статьями Закона N 273-ФЗ. Полагаем, что ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ никоим образом не изменяет положения ст. 69 Закона N 273-ФЗ и не разграничивает образование - специалитет и магистратуру как различные уровни высшего профессионального образования, а устанавливает лишь дополнительные возможности лицам, имеющим квалификацию "дипломированный специалист", поступить на обучение по программе высшего профессионального образования - магистратура на конкурсной основе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
2 ноября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Такой же подход имел место и в ранее действовавшем законодательстве (п.п. 2, 5 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", п. 4 ст. 24 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.