Утром забрали автомобиль на штрафстоянку, через 3 часа я пришел его забирать с письменным разрешением ИДПС - мне предложили заплатить 2200 руб. за услуги стоянки и эвакуатора, иначе удержат мой автомобиль в качестве залога. Я предложил работнику стоянки выпустить меня без оплаты, чтобы я мг доехать до дома и затем оплатить стоянку - просто просил отсрочить в виду сложившихся обстоятельств (чужой город, 300 км от дома, денег на оплату при себе нет). Даже если бы я ее не оплатил, всегда есть возможность подать гражданский иск и истребовать с меня эту сумму. Разве действия работников стоянки законны?
У вас на руках должны быть документы - протокол задержания транспортного средства, и другие. Никакого залога быть не может.
Тарифы на эвакуатор и услуги хранения утверждаются местным законодательным органом. На стоянке эти документы должны быть.
Как правило, в таких документах прописано, что выдача автомобиля производится только после оплаты услуг. Не будет стоянка обращаться в суд по таким делам.
Федеральное законодательство в этой части тоже не на вашей стороне.
Согласно ст. 889 Гражданского кодекса РФ ("Срок хранения"), хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока.
Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.
Если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок. Неисполнение поклажедателем этой обязанности влечет последствия, предусмотренные ст. 899 ГК РФ.
Согласно ст. 896 ГК РФ ("Вознаграждение за хранение"), вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.
При просрочке уплаты вознаграждения за хранение более чем на половину периода, за который оно должно быть уплачено, хранитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от поклажедателя немедленно забрать сданную на хранение вещь.
Если хранение прекращается до истечения обусловленного срока по обстоятельствам, за которые хранитель не отвечает, он имеет право на соразмерную часть вознаграждения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 894 ГК РФ, на всю сумму вознаграждения.
Если хранение прекращается досрочно по обстоятельствам, за которые хранитель отвечает, он не вправе требовать вознаграждение за хранение, а полученные в счет этого вознаграждения суммы должен вернуть поклажедателю.
Если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи. Это правило применяется и в случае, когда поклажедатель обязан забрать вещь до истечения срока хранения.
Правила настоящей статьи применяются, если договором хранения не предусмотрено иное.
Вы, конечно, не заключали никакого договора хранения. Однако данные правоотношения регулируются именно этими нормами права.
Процедура эвакуации автомашины прописана в постановлении Правительства РФ "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" от 18.12.2003 N 759.
Может возникнуть вопрос: а как же закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, закрепленное в конституции - оно ведь неприкосновенно.
Однако, оказывается, оно неприкосновенно не всегда.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом, которым может быть ограничено право отдельного гражданина в целях защиты прав иных лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Кроме того, задержание автомобиля и помещение его на охраняемую стоянку является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Право ограничить владельца в правах на имущество в исключительных обстоятельствах имеет не только суд.
Согласно ст. 27.13 КоАП РФ ("Задержание транспортного средства"), при нарушениях правил эксплуатации, использования ТС и управления ТС соответствующего вида, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1, 3 и 4 ст. 12.8, ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 3-4, 6 ст. 12.19, ч. 1-3 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ, применяются задержание ТС, т.е. исключение ТС из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого ТС и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам ТС его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2 или 3 ст. 12.21.1 или ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если ТС, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других ТС или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления ТС его водителем либо лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное ТС таких препятствий создавать не будет.
Решение о задержании ТС соответствующего вида или о прекращении указанного задержания принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении ТС Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании ТС.
В протоколе о задержании ТС указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании ТС, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о ТС и о лице, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании ТС.
Протокол о задержании ТС подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В случае отказа лица, в отношении которого применено задержание ТС, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола о задержании ТС соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Протокол о задержании ТС в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Перемещение ТС Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Перемещение ТС на специализированную стоянку, за исключением ТС, указанных в ч. 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными ТС, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ.
Расходы на перемещение и хранение задержанного ТС, за исключением ТС, указанных в ч. 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания ТС.
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности), 3, 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, расходы на перемещение и хранение ТС возмещаются в порядке, установленном законодательством РФ, а ТС незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным ТС.
Таким образом, ИДПС обладает правом задержать ваш автомобиль, а значит ограничить ваше право пользования им.
После устранения причин, повлекших задержание транспортного средства, производство по административному делу прекращается по основаниям, предусмотренным КоАП РФ.
Однако правоотношения, возникшие на стоянке - это гражданско-правовые отношения, и их никто не прекращал. Они продолжаются до тех пор, пока не будет получена оплата за хранение и эвакуацию.
Е. Евграфова
Правовед.RU
15 января 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU