Мною в период с января 2014 г. по июнь 2014 г. вырабатывалась премия, порядок выплаты и удержания которой был регламентирован соответствующим локальным приказом по предприятию. Однако работодателем в рамках вышеуказанного периода без объяснения причин и каких-либо оснований (по устному распоряжению) удерживалось 50% от выработанной ежемесячной премии (причина удержания в квитанциях не указана). После чего в июле 2014 г. моя должность была сокращена с выплатой соответствующей компенсации, включая средний заработок за 3-й месяц. Могу ли я взыскать с работодателя незаконно удержанную выработанную премию? Как я понимаю, я могу требовать перерасчет и соответствующую доплату к уже выплаченному пособию за 2-й и 3-й месяц после увольнения. Возможно ли взыскать незаконно удержанную премию (с учетом того, что все показатели моей эффективности, на основании которых рассчитывается премия, у меня есть)? Какой порядок действий для этого?
Да, Вы вправе потребовать незаконно невыплаченные Вам суммы премий и требовать перерасчёта среднего заработка.
Для защиты своих прав Вы можете подать жалобу на действия работодателя в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс) либо обратиться с иском в суд.
При выборе способа защиты своих прав следует учитывать, что государственный инспектор труда не вправе выдавать обязательный для исполнения предписания по спорам, принятым к рассмотрению судом либо по которым судом вынесено решение. Таким образом, подавая иск в суд, Вы утрате возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Также необходимо отметить, что Вы имеете право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда Вы узнал или должны были узнать о нарушении своего права. Пропущенный по уважительной причине срок для подачи иска может быть восстановлен судом.
Правовое обоснование:
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (п. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (ч. 2 ст. 139 ТК РФ).
В силу ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (п. 2 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 апреля 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.