9 декабря 2013 года на нашем предприятии закончено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. На основании карт аттестации и Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда" 100% работникам были установлены льготы за работу во вредных условиях: 36 часовая неделя; доплата за работу во вредных условиях труда в размере от 4 до 12% в зависимости от степени вредности; дополнительный оплачиваемый отпуск от 7 до 14 дней. С 1 января 2014 года были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ. Согласно статье 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - рабочее время составляет не более 36 часов в неделю. Согласно статье 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда составляет не менее 7 календарных дней. Постановление Правительства N 870 от 20 ноября 2008 года утратило силу 30 июля 2014 года. Необходимо ли проводить внеочередную специальную оценку условий труда, так как аттестация рабочих мест действует до 2018 года (в нашем случае, чтобы изменить льготы работникам с вредными условиями труда 1 и 2 степени)? Или это можно сделать на основании уже проведенной аттестации рабочих мест и статей 92, 117 Трудового кодекса РФ?
Если до 01.01.2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации за исключением случаев, установленных законодательством. Льготы, которые были установлены работникам по результатам аттестации, сохраняются до момента проведения специальной оценки условий труда. Если специальная оценка условий труда не была проведена после аттестации рабочих мест, то изменять льготы не нужно.
Правовое обоснование:
Пунктом 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" определено, что в случае, если до дня вступления в силу указанного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 указанного Федерального закона. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.