Положения учетной политики в свете последних изменений законодательства
О. Булыгина,
эксперт журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский
учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
Учетная политика относится к стандартам бухгалтерского учета, разрабатываемым самим учреждением. В ней закрепляются требования к бухгалтерскому учету, а также совокупность способов его ведения. Бюджетное учреждение составляет свою учетную политику, руководствуясь Законом о бухгалтерском учете*(1), федеральными и отраслевыми стандартами, Инструкцией N 157н*(2) и исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. В соответствии с положениями п. 6 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов учетная политика учреждения корректируется. Приказами Минфина РФ N 89н *(3) и 124н *(4) были внесены изменения в Инструкцию N 157н. В этой статье поговорим о том, как должны быть скорректированы положения учетной политики учреждения исходя из норм данных приказов.
Принимая во внимание положения приказов Минфина РФ N 89н и 124н, работникам государственных (муниципальных) учреждений следует внести следующие коррективы в свою учетную политику:
1. Рабочий план счетов, являющийся приложением к учетной политике учреждения, необходимо дополнить следующими счетами:
- 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям";
- 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат";
- 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
- 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам";
- 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС";
- 0 210 11 000 "Расчеты по НДС по авансам полученным";
- 0 210 12 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" (при этом счет 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" следует исключить из рабочего плана счетов. Он сейчас не применяется);
- 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов";
- 0 500 90 000 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)";
- 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства";
- 0 502 09 000 "Отложенные обязательства";
- забалансовый счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
- забалансовый счет 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
- забалансовый счет 31 "Акции по номинальной стоимости".
Скорректировать в рабочем плане счетов наименования следующих счетов:
- 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (ранее этот счет назывался "Расчеты по ущербу имуществу");
- 0 209 80 000 "Расчеты по иным доходам" (ранее этот счет назывался "Расчеты по прочему ущербу");
- 0 502 00 000 "Обязательства" (ранее этот счет назывался "Принятые обязательства");
- 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" (ранее этот счет назывался "Сметные (плановые) назначения").
2. Прописать в учетной политике порядок отражения в учете фактов хозяйственной жизни, которые могут быть отнесены к существенным, и в связи с этим подлежащим отражению в формах бухгалтерской отчетности, составляемой по итогам текущего финансового года. Учреждение самостоятельно определяет перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть отнесены к существенным, и порядок отражения в учете. Поскольку правила отражения в учете бюджетных учреждений событий после отчетной даты на законодательном уровне не установлены, рекомендуем учреждениям для разработки таких правил воспользоваться ПБУ 7/98 "События после отчетной даты", утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 N 56н.
К событиям после отчетной даты может быть отнесено:
подтверждение данных о наличии на отчетную дату кредиторской или дебиторской задолженности на основании решения судебных органов;
государственная регистрация в текущем году права оперативного управления на объект недвижимости, полученный (переданный или введенный в эксплуатацию) в прошлом (отчетном) году;
объявление в установленном порядке дебитора учреждения банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;
получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры;
обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности учреждения, которое ведет к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период;
проведение инвентаризации или документальной проверки и обнаружение фактов несоответствия данных бухгалтерского учета фактическому состоянию объектов учета.
При разработке порядка отражения в учете событий после отчетной даты устанавливается:
- лицо, ответственное за принятие решения об отражении операций после отчетной даты (главный бухгалтер учреждения);
- события, которые будут отражены на счетах бухгалтерского учета по состоянию на 31 декабря, несмотря на то, что они произошли позднее этой даты, но до даты представления отчетных форм учредителю;
- события, которые подлежат отражению в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760);
- дату (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты;условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения.
3. В своей учетной политике бюджетное учреждение вправе самостоятельно определить случаи формирования резервов предстоящих расходов и порядок формирования такого резерва (порядок и методы определения оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва). Для этих целей рекомендуем воспользоваться Письмом Минфина РФ от 20.05.2015 N 02-07-07/28998.
Резервы формируются в целях отражения полной и достоверной информации об обязательствах учреждения по методу начисления, предусматривающему:
- отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства;
- равномерное отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.
Одновременно с отражением суммы созданных резервов на балансе учреждения указанная сумма отражается на счетах санкционирования расходов (счет 0 502 09 000 "Отложенные обязательства") как сумма отложенных обязательств, которая позволяет отразить в учете на основе оценочных значений принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным.
С введением указанных счетов более корректно будет отражаться финансовый результат с учетом объема зарезервированных сумм и отложенных обязательств.
4. Скорректировать порядок определения стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте. Начиная с 2016 года при формировании учетной политики и показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должны приниматься к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (на отчетную дату):
- путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ;
- при отсутствии официального курса - по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю, устанавливается ЦБ РФ.
5. Разработать положение об организации эффективной системы внутреннего контроля. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Поэтому в учреждении должна быть организована эффективная система внутреннего контроля. Минфин в п. 3 Информации N ПЗ-11/2013 к задачам внутреннего контроля относит:
- обеспечение эффективности и результативности деятельности;
- обеспечение достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
- соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
В рамках учетной политики учреждению необходимо разработать порядок, регламентирующий организацию и осуществление внутреннего контроля фактов хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Следует распределить полномочия, обязанности и ответственность между работниками за выполнение соответствующих процедур внутреннего контроля.
Обращаем ваше внимание, что внутренний контроль делится на следующие виды:
1) внутренний контроль фактов хозяйственной жизни (п. 1, 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление. В рамках данного контроля проверяется, имел ли место тот или иной факт хозяйственной жизни, указанный в первичном документе. Ответственность за достоверность указанных в первичных документах сведений несут лица, подписывающие эти документы. При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;
2) внутренний контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Бухгалтер регистрирует данные первичных документов в учетных регистрах лишь по результатам внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, в том числе осуществляет проверку:
- обоснованности применения той или иной формы первичного документа;
- наличия всех обязательных реквизитов в первичном документе;
- соответствия данных первичного документа данным иных представленных документов.
Соответственно, бухгалтер несет ответственность за достоверность данных в принятых первичных документах.
Инструкция N 157н устанавливает требования к полноте и точности отражения информации в денежном выражении о состоянии активов (в том числе учитываемых на забалансовых счетах), обязательств, расчетов.
В профессиональном стандарте "Бухгалтер", утвержденном Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н, к трудовым функциям бухгалтера относится в том числе внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поэтому эффективный внутренний контроль не может рассматриваться в качестве трудовой функции только главного бухгалтера.
Таким образом, при организации внутреннего контроля в учетной политике должны быть утверждены перечень, описание и основные методы и процедуры внутреннего контроля.
Здесь же отметим, что в учетной политике бюджетного учреждения может быть отражен и порядок формирования системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы), утверждена Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 N 1028-р. Данный вид контроля необходим для снижения случаев нарушения трудового законодательства, повышения эффективности федерального надзора в сфере труда, улучшения условий труда работников и формирования заинтересованности работодателей в соблюдении трудового законодательства.
* * *
В завершение хотелось бы еще раз отметить, что в статье освещены лишь те изменения бухгалтерского учета, которые оказали (могли оказать) влияние на учетную политику бюджетного учреждения. Например, в п. 45 Инструкции N 157н внесено уточнение, касающееся учета объектов в качестве отдельных единиц. Данный пункт дополнен абзацем, устанавливающим особенности принятия к учету следующих инвентарных объектов основных средств.
Коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т. д.), например:
- средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;
- средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.
Пункт 3.10 Приказа N 124н дополняет п. 308 Инструкции N 157н трактовкой понятия "принимаемые обязательства", под которыми понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
Внесенные Приказом N 124н изменения в п. 339 Инструкции N 157н касаются учета на забалансовом счете 04 задолженности неплатежеспособных дебиторов. Из новых положений следует, что учет задолженности неплатежеспособных дебиторов осуществляется не в течение, как это установлено сейчас, пяти лет (иного срока, утвержденного законодательством, актом главного администратора доходов бюджета), а в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
Приказ N 124н вносит изменения в п. 365 и 367 Инструкции N 157н, согласно которым к операциям, совершаемым по счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и отражающим поступление денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета, открываются забалансовые счета 17 и 18. В действующей редакции Инструкции N 157н данные счета открываются только к счету 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения".
Последнее новшество, на которое хотелось бы обратить ваше внимание, - уточнение объектов, учитываемых на забалансовом счете 27. Пункт 385 Инструкции N 157н в редакции Приказа N 124 дополняется словами "форменного обмундирования, специальной одежды и иного". Таким образом, по счету 27 будет вестись учет форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля его сохранности, целевого использования и движения.
Все приведенные нами изменения применяются бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета в 2015 году (п. 2 Приказа N 124н).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
*(4) Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"