Комментарий к постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 08.09.2015 N Ф09-5794/2015
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2015 г.
В Постановлении АС УО от 08.09.2015 N Ф09-5794/2015 рассмотрен спор о привлечении организации налоговым органом к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, согласно которому непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, определенных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В комментируемом постановлении непредставленным документом стала справка по форме 2-НДФЛ.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Данные организации признаются налоговыми агентами. Итак, одной из обязанностей налоговых агентов является представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода (по нормам ст. 216 НК РФ налоговый период составляет один год) и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ). Данные сведения должны быть представлены по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время действует Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников" (далее - Рекомендации).
Кроме того, п. 5 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумме. Таким образом, в данном случае налоговый агент должен подать сведения до 1 февраля. При этом форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время она такая же, как и в первом случае, но есть существенный нюанс в ее заполнении.
В соответствии с разд. II Рекомендаций в поле "Признак" проставляются цифра "1", если справка по форме 2-НДФЛ представляется согласно п. 2 ст. 230 НК РФ, и цифра "2", если эта справка подается на основании п. 5 ст. 226 НК РФ. Кроме того, в Рекомендациях сказано следующее:
- в справке с признаком "2", подаваемой до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, указываются только общая сумма дохода, с которой не удержан налог, и общая сумма налога, исчисленная, но не удержанная;
- в справке с признаком "1", представляемой до 1 апреля того же года, отражаются сумма дохода, полученного работником в налоговом периоде (всего), налоговая база, с которой исчислен налог, суммы исчисленного, удержанного, перечисленного, излишне удержанного и не удержанного налоговым агентом налога.
В комментируемом постановлении организация, как и установлено п. 5 ст. 226 НК РФ, представила в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ (справки по форме 2-НДФЛ с признаком "2"). В данных справках были указаны сведения о доходах, и они были представлены в срок до 1 февраля 2014 года. Сотрудники контролирующего органа, в свою очередь, направили в адрес организации сообщение о необходимости представления сведений о доходах в отношении тех же физических лиц в виде справок 2-НДФЛ с признаком "1". Данные справки организация также представила, но уже после установленного срока, то есть после 1 апреля. За это налоговики привлекли ее к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ (в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ). Организация не согласилась с решением налогового органа и обратилась в суд.
Арбитры встали на сторону налогового агента. Свою позицию они аргументировали тем, что представленные по требованию налогового органа справки по форме 2-НДФЛ с признаком "1" по тем же физическим лицам содержали такие же сведения, что и ранее поданные справки с признаком "2". Следовательно, никакой новой информации сотрудники контролирующего органа не получили. В связи с этим у инспекторов не было оснований для привлечения налогового агента к налоговой ответственности.
В заключение обращаем ваше внимание, что аналогичные решения приняты в постановлениях ФАС УО от 23.05.2014 N Ф09-2820/14, ФАС ВСО от 09.04.2013 N А19-16467/2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"