Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2015 N 304-КГ15-10343 и определению Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 N 304-КГ15-10924
О.И. Волкова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном)
учреждении: акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2015 г.
Данный комментарий посвящен сразу двум определениям ВС РФ: от 09.09.2015 N 304-КГ15-10343 и от 22.09.2015 N 304-КГ15-10924. В судебных процессах участвовала одна и та же организация, и споры касались начисления страховых взносов во внебюджетные фонды на одни и те же выплаты, но в первом определении участвовали сотрудники ФСС, а во втором - сотрудники ПФР.
Вначале поговорим о споре с ПФР. Итак, в Определении ВС РФ N 304-КГ15-10924 рассмотрен спор между сотрудниками Пенсионного фонда и организацией по поводу начисления страховых взносов на выплаты, предусмотренные коллективным договором, а именно:
- на пособие при выходе на пенсию;
- на оплату стоимости проезда в пределах территории РФ работнику и двум членам его семьи к месту использования ежегодного отпуска и обратно любым видом транспорта один раз в три года;
- на целевую стимулирующую надбавку к заработной плате работников, подавших заявление о перечислении дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии.
Прежде чем рассматривать позицию Верховного суда по данному вопросу, скажем несколько слов о решении нижестоящей инстанции, которое послужило предпосылкой для обращения контролирующего органа в вышестоящую инстанцию.
Итак, в Постановлении АС ЗСО от 26.05.2015 N А27-22113/2014 был рассмотрен спор о начислении страховых взносов на следующие выплаты:
- на ежемесячное пособие сверх сумм, предусмотренных действующим законодательством РФ, для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет;
- на единовременное пособие работникам, обладающим правом на пенсионное обеспечение, в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы на предприятиях угольной промышленности РФ;
- на стоимость проезда в пределах территории РФ работника и двух членов его семьи к месту использования ежегодного отпуска и обратно любым видом транспорта один раз в три года;
- на ежеквартальную компенсацию затрат на энергоресурсы работникам, проживающим в благоустроенном жилье;
- на целевую стимулирующую надбавку к заработной плате работникам, подавшим заявление о перечислении дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии.
Мнение контролирующего органа заключается в том, что все вышеперечисленные выплаты должны облагаться страховыми взносами в ПФР и ФФОМС, поскольку они произведены в рамках трудовых отношений. С такой позицией организация не согласилась и обратилась в суд, который встал на сторону плательщика страховых взносов.
Арбитры основывали свою точку зрения на нормах трудового законодательства и положениях Закона N 212-ФЗ*(1). Согласно ч. 1 ст. 7 данного закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. При этом в силу п. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 этого закона.
В статье 16 ТК РФ сказано, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими согласно Трудовому кодексу. Что касается заработной платы, она устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 135 ТК РФ).
Из совокупности приведенных норм законодательства арбитры сделали вывод, что спорные выплаты не предусмотрены трудовым договором и не являются вознаграждением за труд. Кроме того, целевое назначение данных выплат - это не оплата труда, а обеспечение социальных нужд работников организации, следовательно, они не подлежат обложению страховыми взносами.
Помимо этого, доводы контролирующего органа о том, что спорные выплаты являются оплатой труда работников, носят систематический характер, зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой ими работы, исчисляются исходя из установленных им окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, в ходе рассмотрения дела не подтвердились. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.
Из комментируемого определения ВС РФ видно, что контролирующий орган обратился с жалобой о пересмотре Постановления АС ЗСО N А27-22113/2014. Однако Верховный суд подтвердил правильность выводов арбитражного суда и добавил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Во втором определении ВС РФ (N 304-КГ15-10343) рассмотрен спор между сотрудниками ФСС и организацией о начислении страховых взносов на вышеперечисленные выплаты. Изначально было решение АС ЗСО (Постановление от 04.06.2015 N А27-16377/2014), в котором арбитры признали, что спорные выплаты не облагаются страховыми взносами в ФСС. В нем сотрудники контролирующего ведомства настаивали на том, что произведенные организацией выплаты являются стимулирующими, поскольку зависят от стажа работы и дисциплины труда, а также от территориальных условий выполнения работы, следовательно, они являются оплатой труда в силу ст. 129 ТК РФ, а значит, на них начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование. Арбитры не согласились с доводами ФСС. Проанализировав положения Трудового кодекса и Закона N 212-ФЗ, как и в первом постановлении, арбитры указали, что все спорные выплаты предусмотрены исключительно коллективным договором и не связаны с условиями труда работника и осуществляемой им трудовой функцией. Что касается ежемесячного пособия сверх сумм, предусмотренных действующим законодательством, для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, оно выплачивалось работникам в тот период, когда они не осуществляли свою трудовую функцию, не зависело от размера их среднего заработка и условий труда. Оплата проезда к месту отдыха и обратно для сотрудника и двух членов его семьи осуществлялась работодателем один раз в три года всем работникам независимо от их трудовой функции, стажа работы, производственных показателей. Таким образом, все спорные выплаты не могли быть признаны компенсационными или стимулирующими в понимании ст. 129 ТК РФ, поскольку они не компенсировали работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, или иные неблагоприятные последствия. Они не служили целью мотивации труда, повышения квалификации, качества труда или количества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Данные выплаты носили исключительно социальный характер и не были обусловлены выполнением трудовой функции и условиями труда, не включались в состав оплаты труда, следовательно, не относились к объекту обложения страховыми взносами. В комментируемом определении ВС РФ полностью поддержал позицию арбитражного суда.
В заключение еще раз обратим ваше внимание, что организации пришлось дважды доказывать свою позицию в суде в отношении одних и тех же выплат, так как контролирующим органом по страховым взносам в ПФР и ФФОМС является ПФР, а по страховым взносам на обязательное социальное страхование - ФСС.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"