Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2015 N 304-КГ15-5008
Е.А. Новикова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном)
учреждении: акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2015 г.
В Определении ВС РФ от 16.09.2015 N 304-КГ15-5008 был рассмотрен спор между организацией и сотрудниками ПФР о начислении страховых взносов во внебюджетные фонды на суммы, которые организация выплачивала своим сотрудникам в виде компенсации расходов на аренду жилья при переезде сотрудников на новое место жительства. Отметим, что в этом споре арбитры встали на сторону организации - плательщика страховых взносов. Рассмотрим более подробно, чем руководствовался суд.
Вначале напомним, что согласно ст. 169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:
- расходы на переезд работника, членов его семьи и провоз имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
- расходы на обустройство на новом месте жительства.
При этом порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность определяются:
- работникам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений - нормативными правовыми актами Правительства РФ;
- работникам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов РФ, работникам государственных учреждений субъектов РФ, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответственно;
- работникам, заключившим трудовые договоры с другими работодателями, - коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ*(1) не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных, в частности, с переездом сотрудника на работу в другую местность.
Обратите внимание, что ст. 169 ТК РФ установлено: работодатель, в частности, обязан возместить сотруднику расходы на обустройство на новом месте жительства. Однако законодательство не содержит разъяснения о том, включаются ли в них расходы на оплату жилья. В связи с этим и возникают споры между контролирующими органами и организациями.
В комментируемом определении сказано, что сотрудники ПФР провели выездную проверку по вопросам правильности начисления и уплаты страховых взносов. В ходе этой проверки они доначислили страховые взносы на сумму компенсационных выплат, которые организация выплачивала своим сотрудникам при аренде жилья на новом месте работы. Сотрудники контролирующего органа отнесли эти выплаты к заработной плате, так как они напрямую связаны с трудовой деятельностью, носят систематический и стимулирующий характер, а следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. В связи с данными доводами сотрудники ПФР вынесли решение о привлечении организации - плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа.
Кроме того, отметим, что сотрудники Минздравсоцразвития в Письме от 05.08.2010 N 2519-19 уже давали разъяснения по поводу обложения страховыми взносами сумм компенсации расходов на наем жилья. В этом письме они указали, что компенсация расходов на наем жилья, выплачиваемая работнику, переехавшему в другой город для работы в филиале организации, не подпадает под действие пп. "и" п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, поскольку данной нормой предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами сумм возмещения расходов работника только на переезд. Следовательно, суммы данной компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
С таким мнением организация не согласилась и обратилась в суд.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону сотрудников ПФР, указав, что работник, которому были компенсированы расходы на наем жилья в другой местности, по-прежнему был зарегистрирован на старом месте, значит, он не поменял место жительства. Таким образом, расходы на наем жилья не могут быть отнесены к компенсационным, а следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Однако ВС РФ не согласился с выводами нижестоящих судов и указал, что они не учли следующее: ст. 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом (гарантий при приеме на работу, переводе на другую работу, гарантий по оплате труда и др.), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе при переезде на работу в другую местность. Нюансы компенсации таких расходов установлены ст. 169 ТК РФ. Как уже было сказано, порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовые договоры, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В ходе рассмотрения дела организацией были представлены документы, согласно которым работник, осуществлявший трудовую деятельность в обществе в должности директора филиала в г. Ялуторовске, в соответствии с приказом был переведен на должность директора филиала в г. Нижневартовск. Для проживания в городе, куда он был переведен, данный работник заключил договор аренды жилого помещения с ежемесячной оплатой.
При этом в организации был издан приказ, согласно которому работникам, принимаемым в филиалы путем перевода из иных подразделений общества, а также при переезде на работу из другой местности, возмещаются расходы, в том числе расходы на обустройство на новом месте жительства. При этом в соответствии с этим же приказом к указанному виду расходов относятся выплаты за проживание в гостинице на период поиска жилья на новом месте жительства, а также выплаты за самостоятельный наем жилья (квартиры).
Из всего вышесказанного арбитры сделали вывод, что установленные на основании локального акта организации спорные компенсационные выплаты носят социальный характер. Кроме того, они обратили внимание: несмотря на то, что указанные выплаты произведены в связи с наличием трудовых отношений, они не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения им работы. Эти выплаты произведены не в рамках трудовых отношений. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, если работодатель компенсирует сотруднику расходы на оплату жилья при переезде на новое место работы, данные выплаты подпадают под действие пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Кроме того, в комментируемом определении Верховный суд обратил внимание на положения Закона N 27-ФЗ*(2). Согласно ч. 3 ст. 17 этого закона за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Статьей 11 Закона N 27-ФЗ определены сведения, которые в обязательном порядке страхователи представляют в органы ПФР по месту своей регистрации. К ним относятся сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров. В частности, это сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Что касается сведений о выплатах, не включенных страхователем в базу для исчисления страховых взносов, и суммах страховых взносов, которые им не начислялись, обязанность по их представлению Законом N 27-ФЗ не предусмотрена. Значит, организация не должна подавать такие сведения, следовательно, ее нельзя привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
В заключение обратим внимание, что та же организация и по тем же выплатам принимала участие в судебном процессе, рассмотренном в Определении ВС РФ от 22.09.2015 N 304-КГ15-5000. В нем организация судилась с сотрудниками ФСС по поводу начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на суммы компенсации расходов на аренду жилья сотрудникам при переезде на новое место жительства.
В этом определении ВС РФ также поддержал позицию организации - плательщика страховых взносов, отметив, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер. Даже несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, такие выплаты не могут рассматриваться как выплаты в составе заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ, поскольку они не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения им работы. Кроме того, факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Следовательно, указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами в силу пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"