По предварительным результатам специальной оценки условий труда на ряде рабочих мест подтверждены вредные условия труда (класс 3.1) и, соответственно, в картах оценки прописана необходимость предоставления компенсации за работу во вредных условиях - повышенная оплата труда. На сегодняшний день на этих рабочих местах также предоставляются и другие компенсации по результатам ранее проведённой аттестации рабочих мест - дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени. Необходимо ли сохранение данных компенсаций для работников, принятых на работу до 01.01.2014, или по результатам специальной оценки условий труда необходимо предоставлять только одну компенсацию? В пункте 3 статьи 15 Закона N 421-ФЗ данный момент прописан неясно. Не является ли дискриминацией (п. 3 статьи 37 Конституции РФ) предоставление работникам, работающим на одном рабочем месте, разного вида компенсаций?
Из Вашего вопроса не совсем понятно, проведена ли в Вашей организации специальная оценка условий труда или действуют результаты аттестации рабочих мест. Законодательство не содержит понятие "предварительные результаты специальной оценки труда".
В случае, если на предприятии проведена специальная оценка труда, то работодатель может не учитывать результаты аттестации рабочих мест и установить компенсации согласно результатам специальной оценки труда.
Если специальная оценка условий труда не проведена и действуют результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест, то работодатель не вправе ухудшить объем компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, по сравнению с ранее установленными до вступления в силу ФЗ от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Вопросы дискриминации могут быть установлены только на основании решения суда.
Правовое обоснование:
На основании ч. 3 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда " (далее - Закон) при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.