Учет и контроль бюджетных обязательств в системе управления расходами бюджета
В.И. Епифанова,
руководитель Управления Федерального
казначейства по Курской области
Журнал "Финансы", N 9, сентябрь 2015 г.
К базовым элементам системы управления бюджетными расходами относятся учет, анализ, контроль, регулирование. От учета и контроля информации полностью зависит представление о состоянии бюджетных расходов региона, об их распределении и результатах исполнения бюджетных назначений. Следовательно, поиск способов совершенствования процессов учета и контроля может обеспечить и эффективность управления бюджетными расходами.
Учет бюджетных обязательств является еще одной ступенью развития казначейских технологий, позволяющих своевременно и в полном объеме осуществлять процедуры планирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по расходам, сделать прозрачными и доступными для общественного контроля все расходы получателей средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
На федеральном уровне постановка и учет бюджетных обязательств определяются требованиями приказа Минфина России от 19.09.2008 N 98н "О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета".
Кассовое обслуживание исполнения бюджета Курской области осуществляется Управлением Федерального казначейства по Курской области по "смешанному варианту" с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и осуществлением Управлением отдельных функций по исполнению бюджета Курской области в соответствии с Соглашением.
Данным Соглашением предусмотрено открытие и ведение лицевых счетов в Управлении получателей средств областного бюджета, расположенных за пределами г. Курска и обслуживающихся в отделах, созданных для осуществления функций УФК на соответствующей территории.
С просьбой о постановке на учет бюджетных обязательств вышеназванных получателей бюджетных средств Комитет финансов Курской области обратился в декабре 2014 года. После этого началась совместная работа Комитета и Управления по подготовке нормативной базы с целью исполнения ст. 161 и 219 Бюджетного кодекса РФ, которыми определены особенности правового положения казенных учреждений и регламентирован порядок исполнения бюджета по расходам.
Для учета бюджетных обязательств Управлением потребовалось внесение дополнений в Соглашение об осуществлении УФК по Курской области отдельных функций по исполнению бюджета региона. Это касалось положения о доведения главными распорядителями средств областного бюджета до получателей не только предельных объемов финансирования, но и лимитов бюджетных обязательств, наделения Управления полномочиями по учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета, лицевые счета которым открыты в Управлении.
Процедуры, осуществляемые Управлением при санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета, непосредственно связаны с учетом бюджетных обязательств. Поэтому потребовалось внести изменения в Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета, утвержденный приказом Комитета финансов Курской области от 30.12.2011 N 117н "О порядке санкционирования денежных обязательств получателей средств областного бюджета".
Одновременно совместно разрабатывался и согласовывался Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета. Приказ Комитета финансов Курской области, утвердивший этот порядок, подписан 07.05.2015 и вступил в силу с 15 мая 2015 года.
С этой даты УФК по Курской области приступило к учету бюджетных обязательств по 66 получателям средств областного бюджета, лицевые счета которым открыты в Управлении, с санкционированием расходов.
Учету бюджетных обязательств в Управлении в соответствии с приказом подлежат бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов, иных договоров (соглашений), заключенных с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, законами Курской области, иными нормативными правовыми актами, оплата по которым производится с 1 января 2015 года.
Получатели средств областного бюджета в течение двух месяцев после вступления в силу приказа должны представить в Управление Сведения о принятом бюджетном обязательстве для принятия на учет бюджетных обязательств, оплата которых производилась с 1 января по 15 мая 2015 года.
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета, лицевые счета которым открыты в Управлении Федерального казначейства по Курской области, разработан с учетом положений приказа Минфина России от 19.09.2008 N 98н "О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета". Это позволило без каких-либо доработок программного продукта, разработанного для получателей средств федерального бюджета, незамедлительно приступить к учету бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета с момента вступления в силу приказа Комитета финансов.
Оба порядка допускают принятие на учет Сведений по документам-основаниям, общая сумма которых по одному коду бюджетной классификации превышает лимиты бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете организации. При этом формируется уведомление о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных лимитов бюджетных обязательств, которое направляется главным распорядителям средств областного бюджета и получателям.
В то же время Комитет финансов Курской области, согласно утвержденному Порядку, принимает на учет бюджетные обязательства учреждений, лицевые счета которым открыты в Комитете финансов, только при наличии у учреждения достаточного свободного остатка лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации РФ на момент представления договора на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.
В целях единообразия учета бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета, независимо от места открытия лицевого счета, было бы логичным не принимать на учет обязательства, превышающие доведенные лимиты бюджетных обязательств, за исключением бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов.
Данную норму предлагал внести в Порядок учета бюджетных обязательств и Комитет финансов. Так как программный продукт разработан под федеральный порядок, предусматривающий формирование уведомления о превышении бюджетных обязательств, а не протокол об отказе в приеме на учет бюджетных обязательств, превышающих лимиты, - данное положение не было прописано в Порядке.
В связи с этим Управление предлагает рассмотреть возможность доработки программного продукта, который бы учитывал возможность выбора финансовым органом субъекта или муниципального образования варианта отказа органами федерального казначейства в приеме на учет бюджетных обязательств, превышающих доведенные лимиты. Это позволит финансовому органу осуществлять дополнительный контроль за эффективностью расходования бюджетных средств на оплату обязательств, исключит случаи принятия получателями средств бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов.
В целях реализации приказа Комитета финансов от 07.05.2015 N 21н Управлением предварительно проделана следующая работа:
- изменена действующая схема кассового обслуживания исполнения бюджета на схему с доведением лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования и учетом бюджетных обязательств;
- установлены дополнительные настройки допустимых показателей на лицевых счетах получателей средств областного бюджета;
- внесены изменения в справочник кодов бюджетной классификации - проведены перенастройки КБК с типа "нелимитируемые" на тип "лимитируемые".
Для проведения процедуры автоконтроля при постановке на учет Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702) Управлением в адрес Федерального казначейства направлено обращение о необходимости загрузки в базу ППО АСФК данных Единого реестра государственных и муниципальных контрактов по Курской области, находящихся на сайте zakupki.gov.ru.
Начало реализации нового проекта в любой сфере деятельности не представляется без трудностей в достижении конечного результата. Участники мероприятий по постановке на учет бюджетных обязательств на первоначальном этапе не обошлись без ошибок в оформлении соответствующих документов. К числу наиболее распространенных оснований, по которым представленные клиентами сведения возвращаются специалистами УФК без исполнения, относятся несоответствие информации, содержащейся в Сведениях об обязательстве документу-основанию. Например, неверно заполнены графы разделов "Реквизиты документа-основания" (документ-основание предусматривает авансовый платеж, тогда как показатели в графах "Авансовый платеж" отсутствуют), "Реквизиты контрагента".
Следует отметить и проблему заключения получателями средств областного бюджета государственных контрактов и договоров без строгой увязки с доведенными им лимитами бюджетных обязательств. Встречаются факты, когда сумма контрактов превышает сумму имеющихся на лицевом счете организации лимитов. В этом случае Управлением формируется уведомление о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных, которое направляется главным распорядителям средств федерального бюджета и получателям.
Учет бюджетных обязательств получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ способствует повышению информированности главных распорядителей средств соответствующих бюджетов о принятых получателями средств бюджетных обязательствах, исключению (минимизации) случаев принятия получателями средств бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов, актуализации данных реестра государственных контрактов, заключенных от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, исключению (минимизации) случаев заключения получателями средств бюджетов государстве иных контрактов без проведения установленных Федеральным законом N 44-ФЗ, конкурсных процедур и позволяет сформировать взаимосвязь бюджетного процесса и процесса осуществления государственных и муниципальных закупок.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая ред. от 26.12.2004).
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах".
3. Приказ Минфина России от 19.09.2008 N 98н "О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета".
4. Приказ Комитета финансов Курской области от 30.12.2011 N 117н "О порядке санкционирования денежных обязательств получателей средств областного бюджета".
5. Приказ Комитета финансов Курской области от 07.05.2015 N 21н "О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета, лицевые счета которым открыты в Управлении Федерального казначейства по Курской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414