Налогообложение контролируемых иностранных компаний и декларирование активов: законодательные новации
Н.С. Милоголов,
научный сотрудник Центра налоговой политики
НИФИ Минфина России, кандидат экономических наук
К.Н. Церенова,
научный сотрудник Центра
Журнал "Финансы", N 9, сентябрь 2015 г.
В русле программы деофшоризации российской экономики в 2015 г. в российское законодательство о налогах и сборах включены правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), а также ряд дополнительных правовых инструментов, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций и на возвращение в Россию имущества, вывезенного с нарушением законодательства. В условиях, когда макроэкономическая ситуация изменилась в худшую сторону, важно, чтобы новые правила, с одной стороны, не создавали препятствий для деятельности на территории Российской Федерации добросовестных налогоплательщиков, в том числе крупных холдинговых компаний, а с другой - внесли свой вклад в формирование сбалансированного бюджета.
Для обсуждения именно этих вопросов летом т.г. департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России и Научно-исследовательский финансовый институт совместно с Российским отделением Международной налоговой ассоциации (РосИФА) провели круглый стол "Новации законодательства о правилах налогообложения контролируемых иностранных компаний и добровольном декларировании активов".
Обсуждались изменения, внесенные в антиофшорные статьи Налогового кодекса, касающиеся налогообложения прибыли КИК и доходов иностранных организаций в соответствии с Законом РФ от 24.11.2014 N 376-ФЗ и Законом РФ от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Участие в мероприятии как ученых и экспертов, так и представителей государственной власти, а также бизнеса обеспечило всестороннее обсуждение темы, позволяющее сделать сбалансированные выводы и рекомендации.
Открывая заседание круглого стола, М.Р. Пинская, руководитель Центра налоговой политики НИФИ, также возглавляющая департамент налогов и налогового права Финансового университета, отметила, что разработка правил налогообложения контролируемых иностранных компаний в России началась всего год с небольшим назад, в то время как за рубежом эти правила действуют более полувека. Приоритетным направлением контроля становятся пассивные доходы, поэтому для любого государства встает вопрос о более четком разграничении активных и пассивных доходов компаний. Со своей стороны заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Р.А. Саакян подчеркнул актуальность проблемы противодействия размыванию налоговой базы с использованием низконалоговых юрисдикций, для решения которой власти отдельных стран совершенствуют налоговое законодательство и систему налогового администрирования, а также объединяют свои усилия в рамках проекта BEPS ОЭСР/G20 Форума по налоговому администрированию ОЭСР.
Докладчик обратил внимание на то, что РФ продвигается вперед в соответствии с международными тенденциями, внося в одностороннем порядке изменения в национальное законодательство и участвуя в международных проектах. Сложные правовые конструкции, направленные на борьбу со схемами агрессивного международного налогового планирования, такие как правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, в основном заимствуются из опыта зарубежных стран, где они действовали длительное время как часть правовых систем и институтов и в которых наработана уже богатая практика. Поэтому задача российских специалистов состоит в тщательном анализе, переосмыслении мирового опыта и его адаптации к российским реалиям при разработке правовых концепций.
Подход части российского бизнес-сообщества к обсуждаемой теме представил кандидат юридических наук К. Викулов, член российского отделения Международной налоговой ассоциации. Он сделал упор на защите прав налогоплательщиков в России и необходимости соблюдения норм и положений Конституции РФ и Налогового кодекса. Трудно спорить с его утверждением о том, что правила КИК "должны иметь объективное экономическое основание и цель и должны им полностью соответствовать".
Обращаясь к мировому опыту выполнения правил КИК, докладчик, в частности, коснулся зарубежной правоприменительной практики, опирающейся на п. 13 комментариев к ст. 1 Типовой конвенции ООН, в которой записано, что "нормы в отношении КИК могут применяться для предотвращения применения определенных механизмов, связанных с использованием резидентами базовых или подставных компаний..." Эксперт отметил, что такой подход получил развитие в практике Суда ЕС, но указал на противоречие между включением нераспределенной прибыли дочерней компании, расположенной в низконалоговой юрисдикции, в налоговую базу материнской компании и свободой учреждения, за исключением случаев, когда включение прибыли имеет целью противодействие "абсолютно искусственным схемам", цель которых - избежание уплаты налогов в юрисдикции материнской компании. Поэтому сфера применения правил КИК должна быть строго ограничена противодействием уклонению от уплаты налогов в юрисдикции контролирующего лица с использованием такого рода схем, включающих иностранные компании. Правила КИК, по мнению докладчика, должны применяться только к иностранным организациям (структурам), которые учреждены и используются преимущественно для целей получения необоснованной налоговой выгоды в виде достижения контролирующими лицами отсрочки уплаты налогов в РФ путем искусственной передачи прибыли такой организации и последующей отсрочки распределения (или неполного распределения) доходов прямо или косвенно в пользу контролирующего лица. Государственная политика России в том и состоит, чтобы доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, облагались по российским правилам, а налоговые платежи поступали в российский бюджет. В данном контексте было упомянуто постановление ВАС N 53.
О том, какие проблемы возникают на практике в связи с исполнением правил КИК и какие вопросы может породить готовящийся второй пакет поправок (и особенно пункт о "183 днях"), рассказал А. Торопов, старший юрист международной юридической фирмы Goltsblat BLP, ссылаясь на постановление Конституционного суда С 16-П от 25.06.2015 г. Он высказался за дальнейшую либерализацию правил КИК и "синхронное ослабление" излишне жестких правил валютного контроля по зарубежным счетам, которые, на взгляд докладчика, тормозят деофшоризацию.
Выступление С. Еремина, старшего юриста компании Herbert's Smith Freehills было выдержано в более оптимистическом ключе. Он охарактеризовал законодательство о КИК и добровольном декларировании активов как в достаточной степени обоснованное и проработанное, хотя и нуждающееся в совершенствовании, отметив, однако, необходимость контроля за деятельностью правоохранительных органов в ходе добровольного декларирования активов.
Предварительные результаты анализа российских правил налогообложения контролируемых иностранных компаний и их соответствия Рекомендациям проекта BEPS ОЭСР/G20 изложил сотрудник Центра налоговой политики НИФИ Н. Милоголов. Его ключевой тезис заключался в том, что введение правил налогообложения КИК в России направлено на восстановление принципа нейтральности экспорта капитала, который крайне важен при определении налоговой политики в странах с глобальной системой налогообложения, к которым относится Россия. В отсутствие правил КИК в стране данный принцип явно нарушался, поскольку у ее налоговых резидентов, как физических, так и юридических лиц, была возможность постоянно откладывать налогообложение прибыли контролируемой ими иностранной компании при отсутствии распределения этой прибыли в Россию в виде дивидендов. В результате уровень налогообложения инвестиций за рубежом был ниже уровня налогообложения внутренних инвестиций.
Докладчик полагает, что российские правила КИК в целом соответствуют рекомендациям ОЭСР, которые ориентируются на "лучшую практику" по применению данных правил.
По мнению участников круглого стола, активное обсуждение правил налогообложения КИК с участием представителей государственной власти, научного, экспертного сообщества и бизнеса способствует дальнейшему совершенствованию деофшоризационного законодательства. Законодателям, разумеется, предстоит много поработать над шлифовкой и доводкой этих правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414