Антитеррористическая защищенность образовательного учреждения
О. Лунина,
редактор журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
Статьей 41 Закона об образовании*(1) и рядом других нормативных актов установлена необходимость обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Мерой, направленной на выполнение данной обязанности, является установка в образовательном учреждении систем электронных пропусков и видеонаблюдения. Об этих системах мы и расскажем в статье.
Нормативные основы антитеррористической защищенности
В силу п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
- в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
- в закрепленных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 N 635/10 (далее - СНиП 31-06-2009), установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся нужно предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к СНиП 31-06-2009 следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты), учреждения профессионального образования (высшего, среднего и дополнительного).
Таким образом, системы видеонаблюдения и электронных пропусков должны быть установлены для обеспечения мер безопасности в образовательном учреждении.
На предмет наличия в учреждении системы видеонаблюдения проведен целый ряд прокурорских проверок в различных регионах России. И как показывает судебная практика, если указанной системы нет в образовательном учреждении, последнее обязывают ее установить. При этом отсутствие необходимого финансирования не принимается во внимание судами. Они ссылаются на следующие законодательные нормы.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пп. 6.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.
При таких обстоятельствах суды приходят к обоснованному выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Поскольку выполнение указанной обязанности сопряжено с обеспечением безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защитой от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Поэтому арбитры, установив факт отсутствия системы видеонаблюдения в здании образовательного учреждения, учредителем которого является администрация района в лице ее отдела по образованию, принимают правильное решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме (апелляционные определения Волгоградского областного суда от 10.09.2015 по делу N 33-10120/2015, Омского областного суда от 29.10.2014 по делу N 33-6925, Вологодского областного суда от 16.05.2014 по делу N 33-2288/2014).
Система электронных пропусков
Система электронных пропусков, установленная в учебном заведении, позволяет не только предотвращать проникновение посторонних лиц в учреждение, но и осуществлять контроль посещаемости обучающихся и вести кадровый учет.
На проходной оборудуется турникет со встроенной системой контроля доступа. Обучающимся и сотрудникам образовательной организации выдаются электронные пропуска (пластиковые карты). Информация о данных лицах, занесенная на карточку, считывается с нее при входе и выходе через турникет, идентифицирует проходящего и заносится в память системы. Для работы такой системы необходимо специальное программное обеспечение. Оно позволяет расширить функциональные возможности установленной системы и кроме защиты от несанкционированного проникновения может использоваться, например, для извещения родителей о приходе и уходе ребенка из учебного заведения с помощью СМС-уведомления. Как следствие, уверенность родителей в безопасности ребенка повышает рейтинг образовательной организации.
Таким образом, для внедрения электронной пропускной системы в учреждении нужно приобрести необходимое оборудование (турникеты), программное обеспечение и изготовить электронные пропуска. Расходы на эти цели в соответствии с Указаниями N 65н*(2) осуществляются по статьям 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" и подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
На основании п. 45 Инструкции N 157н*(3) инвентарные объекты основных средств (в данном случае - турникет) принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ).
Турникеты со считывающим устройством, с помощью которого осуществляется их открытие, можно отнести к подразделу "Машины и оборудование" на один из кодов ОКОФ 14 3319250 "Устройства приемно-контрольные охранные и охранно-пожарные".
На программное обеспечение заключается пользовательское лицензионное соглашение. В зависимости от положений учетной политики эти расходы могут быть списаны на финансовый результат, отнесены на себестоимость услуг либо учтены в расходах будущих периодов.
В бухгалтерском (бюджетном) учете государственных (муниципальных) образовательных учреждений операции по установке и внедрению электронной пропускной системы будут отражаться следующим образом:
Казенное учреждение (Инструкция N 162н*) | Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н**) | Автономное учреждение (Инструкция N 183н***) | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Отражение капитальных вложений в приобретение турникетов | |||||
1 106 31 310 | 1 302 31 730 | 0 106 213 10 0 106 313 10 | 0 302 31 730 | 0 106 21 000 0 106 31 000 | 0 302 31 000 |
Принятие к учету турникетов в составе основных средств | |||||
1 101 34 310 | 1 106 31 310 | 0 101 24 310 0 101 34 310 | 0 106 21 310 0 106 31 310 | 0 101 24 000 0 101 34 000 | 0 106 21 000 0 106 31 000 |
Списание стоимости ПО на финансовый результат текущего года | |||||
1 401 20 226 | 1 302 26 730 | 0 401 20 226 | 0 302 26 730 | 0 401 20 226 | 0 302 26 000 |
Отнесение стоимости ПО на себестоимость услуг | |||||
1 109 хх 226 | 1 302 26 730 | 0 109 хх 226 | 0 302 26 730 | 0 109 хх 226 | 0 302 26 000 |
Отнесение стоимости ПО на расходы будущих периодов | |||||
1 401 50 226 | 1 302 26 730 | 0 401 50 226 | 0 302 26 730 | 0 401 50 226 | 0 302 26 000 |
Списание стоимости ПО в течение срока его использования | |||||
1 401 20 226 | 1 401 50 226 | 0 401 20 226 0 109 хх 226 | 0 401 50 226 | 0 401 20 226 0 109 хх 226 | 0 401 50 226 |
Отражение расходов на изготовление электронных пропусков | |||||
1 401 20 226 | 1 302 26 730 | 0 401 20 226 0 109 хх 226 | 0 302 26 730 | 0 401 20 226 0 109 хх 226 | 0 302 26 000 |
Оплата стоимости программного обеспечения и изготовления пропусков | |||||
1 302 26 830 | 1 304 05 226 | 0 302 26 830 | 0 201 11 610 | 0 302 26 000 | |
* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н. ** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. *** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н. |
По мнению автора, учреждение может принять решение учитывать изготовленные пропуска в составе материальных запасов на счете 105 06 "Прочие материальные запасы", а при их выдаче обучающимся и работникам переводить на забалансовый учет на счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".
Пример 1
Бюджетное образовательное учреждение приобрело и установило электронную пропускную систему. Стоимость оборудования (турникетов) (иное движимое имущество) составила 45 000 руб., стоимость программного обеспечения - 25 000 руб. Она отнесена на общехозяйственные расходы. Кроме этого, изготовлено 500 пропусков по 100 руб. каждый. За оборудование был уплачен 30%-й аванс. Пропуска приняты к учету в составе материалов. 400 пропусков выданы обучающимся и сотрудникам и приняты к учету на забалансовом счете 27. Все операции произведены за счет субсидии на выполнение государственного задания и оплачены с лицевого счета учреждения.
Данные операции в соответствии с Инструкцией N 174н будут отражаться следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | ||||
Перечислен аванс за поставку пропускного оборудования (турникетов) (45 000 руб. х 30%) | 4 206 31 560 | 4 201 11 610 | 13 500 | ||||
Поступили турникеты в учреждение | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 45 000 | ||||
Произведен окончательный расчет с поставщиком оборудования (45 000 - 13 500) руб. | 4 302 31 830 | 4 201 11 610 | 31 500 | ||||
Произведен зачет аванса | 4 302 31 830 | 4 206 31 660 | 13 500 | ||||
Стоимость программного обеспечения отнесена на общехозяйственные расходы | 4 109 80 226 | 4 302 26 730 | 25 000 | ||||
Оплачена стоимость программного обеспечения | 4 302 26 830 | 4 201 11 610 | 25 000 | ||||
Оплачена стоимость изготовления пропусков (500 шт. х 100 руб.) | 4 302 26 830 | 4 201 11 610 | 50 000 | ||||
Отражены вложения в изготовление пропусков | 4 106 34 340 | 4 302 26 730 | 50 000 | ||||
Пропуска приняты к учету в составе материалов | 4 105 36 340 | 4 106 34 340 | 50 000 | ||||
Отражено списание выданных пропусков с одновременным принятием их к забалансовому учету (400 шт. х 100 руб.) | 4 401 20 272 Забалансовый счет 27 | 4 105 36 440 | 40 000 |
Система видеонаблюдения
Система видеонаблюдения, установленная в образовательном учреждении, может выполнять не только охранную функцию, но и наблюдательную. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 26.12.2013 N 1400 система видеонаблюдения должна быть установлена в образовательных учреждениях, в которых организованы пункты проведения экзаменов в ходе государственной итоговой аттестации.
В том и другом случае указанная система будет являться набором специального оборудования, которое должно быть смонтировано. Приобретенное оборудование подлежит учету в составе материальных запасов, а значит, оно должно приобретаться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Работы по его монтажу следует оплачивать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Такие разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 16.12.2014 N 02-14-10/64/944, от 06.06.2014 N 02-05-10/27545.
В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н оборудование, требующее монтажа, подлежит учету на счете 105 04 "Строительные материалы". Смонтированная система видеонаблюдения предназначена для использования в учреждении более 12 месяцев, а следовательно, подлежит учету в составе основных средств. В силу ОКОФ система видеонаблюдения относится к подразделу "Машины и оборудование" к аппаратуре теле- и радиоприемной (код 14 3230000 ОКОФ).
Поступление и принятие ее к учету будет отражаться следующими бухгалтерскими операциями:
Казенное учреждение (Инструкция N 162н) | Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н) | Автономное учреждение (Инструкция N 183н) | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Приобретение оборудования, требующего монтажа | |||||
1 105 34 340 | 1 302 34 730 | 0 105 24 340 0 105 34 340 | 0 302 34 730 | 0 105 24 000 0 105 34 000 | 0 302 34 000 |
Отражение вложений (стоимости материалов и монтажа оборудования) в систему видеонаблюдения | |||||
1 106 31 310 | 1 105 35 440 1 302 26 730 | 0 106 21 310 0 106 31 310 | 0 105 35 440 0 302 26 730 | 0 106 21 000 0 106 31 000 | 0 105 35 000 0 302 26 000 |
Оплата стоимости оборудования | |||||
1 302 34 830 | 1 304 05 340 | 0 302 34 830 | 0 201 11 610 | 0 302 34 000 | |
Оплата стоимости работ по монтажу | |||||
1 302 26 830 | 1 304 05 226 | 1 302 26 830 | 0 201 11 610 | 1 302 26 000 | |
Принятие к учету системы видеонаблюдения | |||||
1 101 34 310 | 1 106 31 310 | 0 101 24 310 0 101 34 310 | 0 106 213 10 0 106 313 10 | 0 101 24 000 0 101 34 000 | 0 106 21 000 0 106 31 000 |
Пример 2
Автономное образовательное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело оборудование для монтажа системы видеонаблюдения. Его стоимость составила 40 000 руб. Работы по монтажу данной системы выполнены сторонней организацией. Цена по договору за выполненные работы составляет 20 000 руб. Смонтированная система видеонаблюдения принята в состав иного движимого имущества учреждения. Оплата оборудования и работ по монтажу производилась с лицевого счета учреждения.
Данные операции в соответствии с Инструкцией N 183н будут отражаться следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретено оборудование для монтажа системы видеонаблюдения | 2 105 34 000 | 2 302 34 000 | 40 000 |
Отражены вложения в систему видеонаблюдения: | |||
- в размере стоимости оборудования | 2 106 31 000 | 2 105 34 000 | 40 000 |
- в размере стоимости работ по монтажу оборудования | 2 302 26 000 | 20 000 | |
Оплачена стоимость: | |||
- оборудования | 2 302 34 000 | 40 000 | |
- работ по установке оборудования | 2 302 26 000 | 20 000 | |
Принята к учету система видеонаблюдения (40 000 + 20 000) руб. | 2 101 34 000 | 2 106 31000 | 60 000 |
Для бесперебойной работы системы видеонаблюдения могут понадобиться техническое обслуживание или периодические ремонтные работы. Расходы на эти цели следует предусмотреть по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (Указания N 65н).
Пример 3
В казенном образовательном учреждении установлена система видеонаблюдения. Произошла поломка указанной системы. Для ее ремонта заключен гражданско-правовой договор с физическим лицом. Размер вознаграждения равен 10 000 руб. Начисления страховых взносов на данные выплаты составили: в ПФР - 2 200 руб. (10 000 руб. х 22%); в ФФОМС - 510 руб. (10 000 руб. х 5,1%). Оплата произведена путем перечисления на банковскую карту физического лица.
Данные операции в соответствии с Инструкцией N 162н будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислено денежное вознаграждение исполнителю услуг | 1 401 20 225 | 1 302 25 730 | 10 000 |
Начислены страховые взносы с денежного вознаграждения: | |||
- в ПФР | 1 401 20 225 | 1 303 10 730 | 2200 |
- в ФФОМС | 1 303 07 730 | 510 | |
Удержан НДФЛ с вознаграждения по договору (10 000 руб. х 13%) | 1 302 25 830 | 1 303 01 730 | 1300 |
Перечислены в бюджет и внебюджетные фонды: | |||
- НДФЛ | 1 303 01 830 | 1 304 05 225 | 1300 |
- взносы в ПФР | 1 303 10 830 | 2200 | |
- взносы в ФФОМС | 1 303 07 830 | 510 | |
Перечислено вознаграждение на банковскую карту (10 000 - 1300) руб. | 1 302 25 830 | 1 304 05 225 | 8700 |
* * *
В рамках мероприятий антитеррористической направленности в образовательных учреждениях устанавливаются системы видеонаблюдения и электронных пропусков. Указанные системы могут выполнять и другие функции, повышающие рейтинг образовательных учреждений. Эти системы следует учитывать как самостоятельные объекты основных средств. Расходы на их последующее обслуживание нужно предусмотреть в плане ФХД либо бюджетной смете в зависимости от типа учреждения.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(2) Указания о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"