Организация (подрядчик) заключила государственный контракт с государственным органом (заказчиком). По условиям данного контракта организация обязалась выполнить проведение подрядных работ, связанных с изготовлением сувенирной продукции, оплата должна была производиться поэтапно. Стороны согласовали, что организация приступит к работе 1 мая. По условиям договора расторжение договора должно было производиться в соответствии с законодательством РФ. Однако организация не исполняла своих обязательств на протяжении выходных и праздничных дней (1-4 мая). Заказчик направил подрядчику письмо с уведомлением о расторжении государственного контракта и отказался оплачивать работу организации. Правомерны ли действия заказчика?
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 20, октябрь 2015 г.
Позиция заказчика неправомерна. Действующее законодательство не предусматривает возможности одностороннего отказа от государственного контракта вне судебного порядка, даже при существенных нарушениях со стороны контрагента. В то же время следует учитывать, что в судебной практике существует позиция, основанная на разъяснениях Высшего Арбитражного Суда РФ, сделанных в период действия предыдущего закона, регулирующего государственные закупки, допускающая одностороннее расторжение государственного контракта.
Обоснование. Пункт 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пункты 1 и 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что подрядные строительные работы (ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пп. 8 и 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44 ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из условий вопроса, стороны не предусмотрели данную возможность. Следовательно, по Закону N 44-ФЗ расторжение договора в одностороннем порядке не допускается, если стороны не согласовали данное условие.
Так, в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 N А24-799/2014 было указано, что довод заказчика о том, что при расторжении государственного контракта путем одностороннего отказа от его исполнения истцом были соблюдены требования законодательства РФ и государственный контракт считается расторгнутым, подлежит отклонению, поскольку в тексте государственного контракта сторонами не предусмотрена возможность одностороннего расторжения договоров в случае виновного поведения одной из сторон, а соглашение между сторонами о расторжении контракта достигнуто не было. Истец также не обращался в суд с требованием о расторжении государственного контракта.
В то же время в судебной практике существует позиция, основанная на разъяснениях Высшего Арбитражного Суда РФ, сделанных в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (см. постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.10.2011 N 9382/11 и от 22.10.2013 N 6373/13).
Так, в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N А63-677/2013 было указано, что согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При таких обстоятельствах в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами Гражданского кодекса Российской Федерации: в части, не урегулированной ст. 763-767 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 или 4 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а затем - общие положения о договоре подряда (параграф 1 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ни ст. 763-767, ни положения параграфов 3, 4 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируют вопросы одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде.
Суд отметил, что поскольку министерство письмом уведомило исполнителя о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств, обусловленное основаниями, предусмотренными п. 2 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный контракт считается расторгнутым, а возникшие из него обязательства прекращенными.
15 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).