Согласно п. 14 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15) водителям, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Как правильно вести учет фактически отработанного рабочего времени водителями? По факту водитель привозит работников на объект, высаживает и остаётся охранять машину, бывает на целый день. В подп. "з" п. 15 этого положения сказано, что рабочее время водителей состоит из времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем. В п. 21 этого положения говорится, что время охраны груза и автомобиля (подпункт "з" пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Возможно ли применить к водителям топографической и геологической партий вышеуказанные нормы учета рабочего времени? Водитель приступает к исполнению своих обязанностей за рамками установленного трудового распорядка, для того, чтобы доставить работников на объект к началу рабочего дня к 8:00 и обратно после 17:00, в результате чего у водителей получается рабочий день на 2-3 часа дольше чем у работников партии. Но во время всего рабочего дня водитель находится в автомобиле и охраняет его. Суммированный учет не может применяться в силу того, что водитель не имеет возможности возвращаться на базу (гостиницу). Как правильно?
Да, возможно. В фактически отработанное водителем время Вам необходимо будет включить, например, периоды управления автомобилем, подготовительно-заключительное время перед выездом на объект и после приезда с объекта, время стоянки в места посадки и высадки пассажиров, время охраны автомобиля во время стоянки (не менее 30%). Фактически отработанное водителем время Вам необходимо отражать в табеле учета рабочего времени.
Вы вправе будете установить водителям суммированный учет рабочего времени (если режим их работы не будет являться ненормированным рабочим днем), поскольку их фактическая ежедневная продолжительность рабочего времени, указанная Вами, превышает установленную для данной категории работников норму. При учете фактически отработанного водителями времени Вы вправе дополнительно пользоваться путевыми листами.
Правовое обоснование:
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ).
Согласно п. 15 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15) рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 21 вышеуказанного Положения время охраны груза и автомобиля (подпункт "з" пункта 15 вышеуказанного Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.