Отсрочка по уплате страховых взносов: завершаем разговор
О.П. Гришина,
редактор журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
В прошлом номере журнала был рассмотрен ряд вопросов, касающихся возможности получения страхователями отсрочки по уплате страховых взносов. В частности, проанализированы условия, при соблюдении которых предприятия и предприниматели вправе рассчитывать на перенос платежей по взносам, а также случаи, когда в подобном переносе им будет отказано. А что произойдет после окончания отсрочки или при ее досрочном прекращении? Эти вопросы предлагаем рассмотреть в рамках данного материала.
Напомним: механизм предоставления плательщику взносов отсрочки по уплате страховых взносов (который применяется с 1 января 2015 года) регламентирован несколькими статьями Закона N 212-ФЗ*(1). Основаниям и порядку прекращения действия отсрочки (в том числе досрочного) посвящены положения ст. 18.5 названного закона.
Основания для прекращения действия отсрочки
По общему правилу действие отсрочки прекращается по истечении срока, на который она была предоставлена (п. 1 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ). Названная статья допускает и ее досрочное прекращение. Это может произойти в трех случаях:
- при уплате всей причитающейся суммы страховых взносов и соответствующих процентов до истечения установленного срока (п. 2);
- при образовании у плательщика взносов на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии. В этом случае прекращается действие отсрочки (рассрочки) по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, предоставленной органами ПФР (п. 3)*(2);
- при нарушении плательщиком взносов условий предоставления отсрочки. Решение о ее прекращении в данном случае принимает уполномоченный орган (ПФР, ФФОМС или ФСС) (п. 4).
Кроме того, принятое решение об отсрочке подлежит отмене при выявлении обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 18.2 Закона N 212-ФЗ:
- если в отношении страхователя ведется производство по делу о нарушении законодательства о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;
- если в течение трех лет, предшествующих дню подачи страхователем заявления о предоставлении отсрочки, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки в связи с нарушением условий предоставления отсрочки по уплате страховых взносов.
Порядок уведомления плательщика взносов о прекращении действия отсрочки
Независимо от основания прекращения действия отсрочки, сам факт ее прекращения отражается в решении уполномоченного органа. Процедура принятия подобного решения описана в п. 5 Письма ПФР от 25.03.2015 N НП-30-26/3781.
Как установлено п. 8 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ, в случае несогласия с досрочным прекращением отсрочки плательщик взносов может обжаловать данное решение в порядке, установленном гл. 7 названного закона.
О принятом решении плательщика взносов уведомляют посредством направления в его адрес заказным письмом соответствующего извещения. Подобное извещение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма (п. 6 ст. 4, п. 7 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ).
При этом Законом N 212-ФЗ оговорены разные сроки для направления подобного извещения. В случае выявления обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 18.2, извещение должно быть направлено в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отмене решения об отсрочке, а при наличии оснований, поименованных в п. 3 и 4 ст. 18.5, - в течение пяти рабочих дней.
Последствия прекращения действия отсрочки
Если решение об отсрочке отменяется на основании п. 1 ст. 18.2 Закона N 212-ФЗ, территориальный орган ПФР возобновляет начисление пеней на сумму задолженности по страховым взносам и процедуру взыскания суммы задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, в отношении которой было принято решение о предоставлении отсрочки (см. п. 6 Письма ПФР N НП-30-26/3781).
При досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) на основании п. 3 и 4 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов должен в течение одного месяца уплатить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам и пени (п. 5 названной статьи).
Неуплаченная сумма задолженности по взносам определяется как разница между суммой задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, отраженной в решении о предоставлении отсрочки, и суммой фактически уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (п. 6 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ).
Если отменяется решение о предоставлении отсрочки, принятое в отношении плательщика взносов с сезонным характером деятельности (пп. 3 п. 3 ст. 18.1 Закона N 212-ФЗ), в указанную сумму задолженности включается также неуплаченная сумма процентов. Она определяется как разница между суммой процентов, исчисленной в соответствии с решением о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
Пени начисляются и уплачиваются за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения плательщиком взносов решения о досрочном прекращении отсрочки, по день уплаты этой суммы включительно (п. 5 ст. 18.5 Закона N 212-ФЗ).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) То есть по данному виду страховых взносов не должно быть просроченных платежей в течение всего срока действия отсрочки (рассрочки).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"