Расшифровка дебиторской задолженности
Л. Семина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
При формировании бюджетной отчетности за девять месяцев 2015 года (на 01.10.2015) учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, обязаны дополнительно к форме 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (далее - сведения (ф. 0503169)) представить расшифровку дебиторской задолженности по выданным авансам. Форма и порядок заполнения такой расшифровки доведены Письмом Минфина РФ от 02.10.2015 N 02-07-07/56629 (далее - Письмо N 02-07-07/56629). Скорее всего такую расшифровку получателям бюджетных средств необходимо будет представлять и в составе годовой отчетности. С какой целью вводится такая расшифровка? Какие показатели в ней отражаются? Необходимо ли бюджетным (автономным) учреждениям формировать расшифровку дебиторской задолженности? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.
О целях представления расшифровки дебиторской задолженности
Обязанность по расшифровке дебиторской задолженности, отраженной в бюджетной отчетности, введена с целью обеспечения исполнения Поручения Президента РФ от 18.08.2015 N ПР-1659. В соответствии с пп. "а", "б" п. 1 этого документа главными распорядителями должна быть проведена инвентаризация дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, в том числе образовавшейся в связи с авансированием договоров (государственных контрактов), результаты которой помогут проанализировать эффективность принимаемых мер по сокращению дебиторской задолженности.
Кроме того, главные распорядители бюджетных средств обязаны учесть результаты такой инвентаризации:
- при формировании предложений о перераспределении бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на 2015 год;
- при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Поскольку главные распорядители бюджетных средств формируют сведения о расходах бюджета на основании сведений, представленных подведомственными получателями бюджетных средств, следовательно, обязанность по проведению анализа дебиторской задолженности распространяется на получателей бюджетных средств. Для структурирования информации о дебиторской задолженности по выданным авансам, числящейся на счетах получателей бюджетных средств, Минфин разработал форму расшифровки (Письмо N 02-07-07/56629).
Отметим, что при составлении бюджетной отчетности получатели бюджетных средств отражают информацию о числящейся у них на счетах дебиторской задолженности в сведениях (0503169). Заполнение дополнительно к указанным сведениям расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам позволит наиболее полно раскрыть содержащуюся в них информацию о состоянии такой задолженности.
Согласно Письму N 02-07-07/56629 обязанность по представлению расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам в настоящее время установлена в отношении получателей бюджетных средств. При этом, учитывая то, что главные распорядители бюджетных средств, как правило, выполняют функции учредителей в отношении подведомственных бюджетных и автономных учреждений, такую обязанность они могут распространить и на указанные учреждения в части дебиторской задолженности, образовавшейся при использовании предоставленных из бюджета субсидий на выполнение государственного задания и (или) целевых субсидий.
Форма и порядок заполнения расшифровки дебиторской задолженности
Форма расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам (приложение 1 к Письму N 02-07-07/56629) включает в себя следующие разделы:
- раздел 1 "Задолженность по выданным авансам";
- раздел 2 "Сроки погашения дебиторской задолженности".
Порядок заполнения такой формы приведен в приложении 2 к Письму N 02-07-07/56629 (далее - Порядок).
Показатели расшифровки дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (далее - расшифровка) формируются на основании данных, числящихся на соответствующих аналитических счетах счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", а также иных данных аналитического учета по выданным авансам.
Далее рассмотрим в таблице правила заполнения каждого раздела расшифровки.
Номер графы | Порядок заполнения |
Раздел 1 "Задолженность по выданным авансам" | |
Данный раздел формируется по категориям объемов авансирования (менее 30%, от 30% до 50%, от 50% до 80%, свыше 80%) с детализацией по счетам аналитического учета. В графах данного раздела указываются: | |
наименование показателя | |
код строки | |
код соответствующего счета аналитического учета счета 1 206 00 000 | |
общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3 | |
общая сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3. Показатель графы 5 формируется путем суммирования показателей граф 6, 7, 8, 9 | |
сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам с детализацией по срокам неисполнения (просрочки) обязательств (до одного месяца, от одного месяца до одного года включительно, от одного года до трех лет включительно, свыше трех лет включительно) | |
сумма обеспечения исполнения поставщиком обязательств, по которым образовалась просроченная дебиторская задолженность, отраженная в графах 5-9, предоставленного в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" (денежный залог, банковская гарантия) | |
сумма исков о взыскании просроченной дебиторской задолженности, направленных в суд, и сумма задолженности, по которой принято судебное решение о взыскании, направленная на взыскание в принудительном порядке соответственно | |
сумма исков, по которым взыскание приостановлено в установленном законодательством порядке и (или) исполнительный лист по которым возвращен | |
Примечание: показатель строки 010 разд. 1 формируется путем суммирования показателей строк 020, 030, 040, 050. Сумма показателей граф 4, 5 разд. 1 расшифровки по счетам бюджетного учета должна соответствовать идентичным показателям граф 5, 7 сведений (ф. 0503169) соответственно | |
Раздел 2 "Сроки погашения дебиторской задолженности" | |
Данный раздел формируется по срокам погашения дебиторской задолженности (со сроком погашения до конца текущего финансового периода, со сроком погашения с начала очередного финансового периода до трех лет включительно, от трех лет до пяти лет включительно, более пяти лет) с детализацией по счетам аналитического учета. В графах данного раздела указываются: | |
наименование показателя | |
код строки группирующего показателя | |
код соответствующего счета аналитического учета счета 1 206 00 000 | |
общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3. Показатель данной графы по строке 010 должен соответствовать показателю графы 4 по строке 010 разд. 2 | |
Примечание: показатель строки 010 разд. 2 формируется путем суммирования показателей строк 020, 030, 040, 050. При этом показатели группы строк 030 формируются без учета показателей, отраженных в группе строк 020. Сумма показателей графы 4 разд. 2 расшифровки по счетам бюджетного учета должна соответствовать идентичным показателям графы 5 сведений (ф. 0503169). |
Согласно п. 10 Порядка в рамках организации работы по формированию расшифровки главными распорядителями средств федерального бюджета могут быть установлены дополнительные требования к раскрытию подведомственными получателями бюджетных средств показателей состояния дебиторской задолженности федерального бюджета по расходам с учетом отраслевой специфики.
Кроме того, по мнению автора, главные распорядители бюджетных средств вправе по аналогии с расшифровкой дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам установить обязанность по заполнению к примеру расшифровки дебиторской задолженности по расчетам с подотчетными лицами (на основании данных по счету 0 208 00 000), по расчетам с прочими дебиторами (на основании данных по счету 0 210 00 000) и т.д.
Также учреждения вправе использовать указанную форму расшифровки для проведения внутреннего анализа дебиторской задолженности, числящейся на бухгалтерских счетах.
Далее приведем пример заполнения расшифровки в соответствии с приложением 3 к Письму N 02-07-07/56629.
Приложение 3
к письму Минфина России
от "2" октября 2015 г. N 02-07-07/56629
Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам
Коды | |||||||||||||
на "1" октября 2015 г. | Дата | 01.10.2015 | |||||||||||
| |||||||||||||
Наименование главного распорядителя средств федерального бюджета | Минфин России | Глава по БК | 092 | ||||||||||
Единица измерения: руб. | по ОКЕИ | 383 |
1. Задолженность по выданным авансам
Наименование показателя | Код строки | Код счета бюджетного учета | Сумма | Сумма просроченной задолженности | Сумма взысканий через суд | |||||||
| в том числе со сроком | сумма обеспечения задолженности | направлено в суд, | из них присуждено судом | ||||||||
всего | до | от 1 месяца | от 1 года | свыше | находится на взыскании в ФССП | взыскание приостановлено, исполнительный лист возвращен | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Сумма выданных авансов, всего | 010 | 1 000 000,00 | 50 000,00 | 10 000,00 |
| 40 000,00 |
| 30 000,00 |
|
|
| |
в том числе в процентах от объема обязательства: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
менее 30% | 020 | х | 400 000,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них по счетам учета: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества | 010 | 1 206 25 000 | 150 000,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчеты по авансам по прочим работам, услугам | 1 206 26 000 | 250 000,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
от 30% до 50% | 030 | х | 290 000,00 | 50 000,00 | 10 000,00 |
| 40 000,00 |
| 30 000,00 |
|
|
|
из них по счетам учета: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчеты по авансам по приобретению основных средств | 030 | 1 206 31 000 | 290 000,00 | 50 000,00 | 10 000,00 | 40 000,00 |
| 30 000,00 |
|
|
| |
от 50% до 80% | 040 | х | 210 000,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них по счетам учета: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчеты по авансам по приобретению основных средств | 040 | 1 206 31 000 | 210 000,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
свыше 80% | 050 | х | 100 000,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них по счетам учета: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям | 050 | 1 206 41 000 | 100 000,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПРАВОЧНО Сумма задолженности по расторгнутым договорам, контрактам | 060 | 1 209 30 000 | 130 000,00 |
|
|
|
|
|
| 25 000,00 | 10 000,00 | 5 000,00 |
2. Сроки погашения дебиторской задолженности
Руководитель _______________________ ____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер ______________________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"_______" _____________________ 20 ___ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"