Использование ККТ не по месту регистрации
Е.И. Горбачева,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
Регистрация контрольно-кассовой техники (ККТ) организациями, имеющими обособленные подразделения, - процесс трудозатратный и не всегда простой из-за различного прочтения нормативных документов отдельными инспекциями налоговой службы. Какие нарушения в порядке применения ККТ приводят к разногласиям налогоплательщиков с представителями контролирующих органов и какую позицию занимают суды в этих спорах?
Применение ККТ в торговых сетях и правила ее регистрации регламентированы Федеральным законом N 54-ФЗ*(1), Положением о регистрации ККТ*(2) и Административным регламентом *(3). Налоговые органы пристально следят за соблюдением норм и правил в данной области, проверки правильности использования кассовых машин проводят регулярно.
Соответственно, после таких проверок принято большое количество судебных решений в результате рассмотрения споров налогоплательщиков и представителей налоговых инспекций. Для торговых компаний сетевого типа, имеющих немало точек как в одном, так и в разных муниципальных образованиях, долгое время больным местом остается регистрация кассовых машин в налоговой инспекции по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Процесс этот затратен по времени и по количеству необходимых для оформления документов. Но отступление от такого порядка грозит штрафами при проведении контрольных мероприятий. При попытках налогоплательщиков оспорить в судебном порядке наложенные штрафы результат зависит от разных сопутствующих условий и не всегда предсказуем. Тем интереснее проанализировать Постановление ВС РФ от 11.08.2015 N 302-АД15-3955 - как выражение мнения высшей инстанции по вопросу соблюдения правил применения ККМ - и проследить логику приведенных аргументов.
В суд были представлены материалы акта о привлечении к ответственности организации, которая использовала ККТ, зарегистрированную по адресу одного обособленного подразделения, в другом, расположенном в том же муниципальном образовании, но в районе юрисдикции другой налоговой инспекции. То есть в карточке регистрации ККТ был указан адрес местонахождения, отличный от фактического адреса нахождения ККТ.
До Верховного суда дело рассматривалось в двух судах низших инстанций, которые поддержали налоговые органы в том, что организация нарушила правила регистрации ККТ, следовательно, использовала ее с нарушением установленного законодательством порядка. И Верховный суд согласился с коллегами, аргументируя свои выводы тем, что п. 15 Положения о регистрации ККТ предписывает регистрировать кассовые машины в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, где она используется. В рассматриваемом деле выявлен факт применения ККТ, в карточке регистрации которой не указан адрес фактического нахождения. Так что санкции, которые предусмотрены ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, примененные к организации, обоснованны и правомерны.
К сведению. Отсутствие регистрации ККТ в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения влечет за собой наложение на юридическое лицо административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб.
Итак, позиция Верховного суда однозначна: регистрация по другому адресу приравнивается к использованию ККТ без регистрации. Есть ли все-таки возможность облегчить оформление ККТ в торговых сетях, имеющих зачастую несколько десятков торговых точек в городе и близлежащих областях? А как быть компаниям, организующим выездную торговлю? Выход есть, главное - грамотно подойти к вопросу постановки на учет и ККТ, и самого обособленного подразделения.
Обратимся к п. 21 Административного регламента. В нем определено, что организация, имеющая несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, может регистрировать ККТ в одном из них, выбранном организацией заранее на основании п. 4 ст. 83 "Учет организаций и физических лиц" НК РФ. Речь идет о том, что из всех подведомственных разным районным инспекциям обособленных подразделений организация выбирает одно, по адресу которого она встает на учет в этом муниципальном образовании, указав этот выбор в заявлении. Затем все кассовые машины организация может регистрировать по данному адресу, передавая копии регистрационных карточек на фактические места использования. Такой порядок позволяет во многом повысить эффективность работы с ККТ, ведь эта работа связана не только с регистрацией, но и с оформлением замены ЭКЛЗ, составлением актов ремонта, предоставлением документов на проверку и т.п. Разумеется, обратиться в одну инспекцию гораздо проще, чем собирать документы для подачи в разные районы крупного города. Обозначенную возможность подтвердила налоговая служба своим Письмом от 06.03.2014 N ЕД-4-2/4115, где учет налогоплательщиков в порядке п. 4 ст. 83 НК РФ и соответствующий режим регистрации ККТ признаны соответствующими Административному регламенту. Еще раньше было выпущено Письмо ФНС РФ от 29.08.2012 N 3H-4-1/14304@ об осуществлении регистрации организации, имеющей несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, по адресу одного из них по выбору налогоплательщика. Так что эта возможность не является новшеством законодательства, для грамотных руководителей и бухгалтеров данный выбор доступен давно. Возвращаясь к делу, которое разбиралось в Верховном суде, укажем: организация не нашла поддержки именно потому, что не назначила основное подразделение для регистрации и, следовательно, была обязана ставить на учет кассовые машины по месту фактической эксплуатации по каждому адресу в уполномоченной инспекции.
Теперь поговорим о применении ККТ при выездной торговле и прочитаем Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 N 09АП-21502/2015. Суд разбирал заявление организации об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по факту применения ККТ, зарегистрированной не по месту осуществления торговой деятельности. Налоговая инспекция утверждала, что во временном павильоне использовалась ККТ, зарегистрированная не по адресу павильона, а по юридическому адресу организации. Однако представители инспекции не учли, что в этом случае в регистрационной карточке ККТ было отмечено: данная ККТ может использоваться для выездной торговли. А подобное дополнение оправдывает ее применение в точках нестационарной торговой сети. В результате суд признал, что общество не совершило правонарушения и к нему не могут быть приняты меры ответственности, на которых настаивали налоговые органы.
Разбираясь с порядком регистрации и применения ККТ, нелишне вспомнить о том, кто и при каких условиях может ее не применять. В соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ исключением из общего правила являются хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги населению за наличный расчет, при условии выдачи ими бланков строгой отчетности. Отказаться от применения ККТ могут и плательщики ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, при условии выдачи документа о приеме денежных средств. Нужно подчеркнуть, что лица, применяющие спецрежим в виде ЕНВД, могут как отказаться от применения ККТ, так и заявить об ее использовании на общих основаниях. В последнем случае нужно будет соблюдать требования закона и Положения о регистрации ККТ, обращая внимание на некоторые нюансы, которые мы рассмотрели в материале.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.
*(3) Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.06.2012 N 94н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"