Какая ответственность предусмотрена для плательщиков торгового сбора за несвоевременное представление уведомления, предусмотренного п. 1 ст. 146 НК РФ?
Д.А. Колосанов,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
В соответствии с п. 1 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.
Согласно п. 2 ст. 416 НК РФ плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
В одном из своих последних разъяснений - Письме от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@ - налоговики рассмотрели вопрос о привлечении к ответственности плательщиков торгового сбора за несвоевременное представление указанного уведомления. При рассмотрении обозначенного вопроса чиновники обратились к нормам налогового законодательства и КоАП РФ.
Норма законодательства | Правомерность применения данной нормы за несвоевременное представление уведомления | |
Название | Содержание | |
Нормы НК РФ | ||
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. 1.1 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ | При применении указанных составов следует исходить из наличия или отсутствия доказательств ведения деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем | |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. | ||
Нормы КоАП РФ | ||
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 руб. | Если плательщиком торгового сбора несвоевременно представлено соответствующее уведомление, то плательщик торгового сбора подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.6 | |
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб. | Ответственность по данному пункту к плательщикам торгового сбора применена быть не может, поскольку состав налогового правонарушения включает подачу заявления о постановке на учет в налоговом органе |
Также налоговики отметили, что в соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
В силу п. 4 вышеуказанной нормы привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Кроме того, в связи с тем, что торговый сбор введен на территории Москвы Законом от 17.12.2014 N 62 с 01.07.2015, обязанность по своевременному представлению соответствующего уведомления у плательщиков сбора возникает после указанной даты.
В отношении представления сведений об объекте обложения торговым сбором до 01.07.2015 и после обозначенной даты налоговики отметили следующее.
Согласно ст. 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала. Таким образом, обязанность по уплате сбора обусловлена использованием имущества для осуществления торговли.
Возникновение и прекращение объекта обложения сбором связаны с фактом использования имущества.
На основании п. 2 ст. 412 НК РФ дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, рассматривается как дата возникновения объекта обложения сбором. Дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, считается датой прекращения такого использования.
Следовательно, если после введения торгового сбора будет установлен факт ведения деятельности на объекте обложения торговым сбором и соответствующая информация об этом будет направлена в налоговый орган, то привлечение к ответственности правомерно после истечения срока, установленного п. 2 ст. 416 НК РФ.
1 ноября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"