Альтернативная служба: особенности оформления трудовых отношений и оплаты труда
Ю.В. Абросимова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
Альтернативная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Отношения, связанные с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 113-Ф3). О том, каковы особенности трудовых отношений и оплаты труда при прохождении данного вида службы, вы узнаете из представленной статьи.
Регулирование трудовых отношений при прохождении гражданами альтернативной гражданской службы
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона N 113-ФЗ трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных данным законом. Кроме того, при прохождении альтернативной службы необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 "Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы" (далее - Положение N 256).
Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой предоставляется гражданину РФ, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию или он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 59 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона N 113-ФЗ).
В каких учреждениях проходят альтернативную гражданскую службу? Граждане могут проходить альтернативную службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, и организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала (ст. 4 Федерального закона N 113-ФЗ). При этом прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Обратите внимание! Перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, приведен в приложении 2 к Приказу Минтруда РФ от 27.02.2014 N 110н "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона N 113-ФЗ при определении вида (работы, профессии, должности) альтернативной гражданской службы и места ее прохождения призывная комиссия учитывает образование гражданина, его специальность и квалификацию, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение, потребность организаций в трудовых ресурсах.
Каковы сроки прохождения альтернативной гражданской службы? Срок альтернативной гражданской службы составляет 21 месяц, а в случае прохождения ее в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов - 18 месяцев (ст. 5 Федерального закона N 113-ФЗ). При этом:
- началом службы гражданина считается день его убытия к месту ее прохождения, указанный в предписании военного комиссариата;
- окончанием службы признается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении такой службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока службы.
Случаи, которые не засчитываются в срок прохождения альтернативной службы, перечислены в п. 5 ст. 5 Федерального закона N 113-ФЗ. К ним относятся:
- прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
- время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
- время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
К сведению. Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона N 113-Ф3 граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:
- отказываться от исполнения трудовых обязанностей;
- участвовать в забастовках;
- совмещать альтернативную службу с работой в других организациях и заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- расторгать срочный трудовой договор по своей инициативе;
- оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную службу, в период установленного рабочего времени.
Особенности оформления трудовых отношений с работодателем
Гражданин, направленный в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан прибыть к месту ее прохождения в срок, указанный в предписании военного комиссариата (п. 38 Положения N 256). Пунктом 39 Положения N 256 установлен перечень документов, которые гражданин предъявляет работодателю по прибытии:
- предписание;
- паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
- удостоверение и учетная карта;
- документы для проезда к месту прохождения службы;
- трудовая книжка, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
- документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
- документы воинского учета.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона N 113-ФЗ работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан:
- заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения такой службы;
- в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина, и федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.
Если гражданин не прибыл в организацию в установленный срок, руководитель организации немедленно сообщает об этом в направивший данного гражданина военный комиссариат, а также в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна данная организация.
Обратите внимание! В силу п. 40 Положения N 256 заключение срочного трудового договора и оформление приема на работу осуществляются работодателем в соответствии с Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 113-ФЗ, а также указанным положением.
Обязательные условия, которые необходимо включить в трудовой договор, перечислены в ст. 57 ТК РФ. К ним, в частности, относятся дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого договора в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом. Итак, в срочном трудовом договоре нужно отразить:
- дату начала договора - день убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата;
- дату окончания договора - день прекращения службы;
- в графе "Основание для заключения" - запись "В связи с направлением для прохождения альтернативной гражданской службы".
На граждан, проходящих альтернативную службу, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, действующий у данного работодателя.
Что касается установления испытательного срока, на основании п. 41 Положения N 256 при приеме на работу гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы он не предусмотрен.
Предоставляется ли гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, ежегодный оплачиваемый отпуск? По правилам ст. 17 Федерального закона N 113-ФЗ и п. 51 Положения N 256 гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном ТК РФ.
К сведению. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно. Кроме того, ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях, предусмотренных ТК РФ. При этом гражданин должен будет представить работодателю документы, подтверждающие основания для продления отпуска.
При направлении в отпуск работника, проходящего альтернативную гражданскую службу, работодатель должен выдать ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 N 261.
Для обеспечения проезда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при использовании ими ежегодного оплачиваемого отпуска к месту их жительства и обратно работодатель приобретает и выдает им проездные документы для проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.
По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в установленный работодателем срок. По прибытии ему необходимо сдать работодателю отпускной билет и проездные документы (п. 54 Положения N 256).
Можно ли перевести гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую? Такой перевод возможен. Основания для перевода установлены в п. 44 Положения N 256:
- ликвидация организации;
- сокращение штата;
- производственная необходимость;
- наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;
- наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;
- иные случаи (по решению Минтруда).
Решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую принимается Рострудом по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.
По правилам п. 47 Положения N 256 при переводе такого сотрудника в другую организацию работодатель должен расторгнуть с ним срочный трудовой договор, произвести полный расчет и выдать ему трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями.
Кроме того, нужно уведомить организацию, в которую гражданин направляется для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия, а военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, военный комиссариат по новому месту прохождения альтернативной гражданской службы и Роструд - о переводе гражданина на новое место прохождения такой службы.
Обратите внимание! Работодатель выдает гражданину под расписку предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы. Форма предписания утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ N 261. Также организация, из которой переводится гражданин, должна обеспечить его проездными документами для проезда к новому месту службы.
Какие социальные гарантии предусмотрены для граждан, проходящих альтернативную службу? Для данной категории работников установлены следующие гарантии (ст. 20 Федерального закона N 113-ФЗ):
- организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих службу вне территории, на которой они постоянно проживают. Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается;
- работодатель обеспечивает граждан специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством РФ для соответствующего вида работ;
- данные сотрудники подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности согласно законодательству РФ.
Каков порядок увольнения граждан с альтернативной гражданской службы? На основании п. 56 Положения N 256 гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:
- по истечении ее срока;
- в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе;
- в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также по причине избрания его депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществления им указанных полномочий на постоянной основе;
- ввиду вступления в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.
Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления к увольнению и оформляется приказом (п. 57 Положения N 256).
Представление к увольнению готовится и направляется должностному лицу работодателем. В документе указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению со службы.
К представлению к увольнению дополнительно прилагаются служебная характеристика, копии учетной карты и трудовой книжки, а также документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной гражданской службы (для гражданина, подлежащего увольнению по истечении срока службы), и периодов альтернативной гражданской службы гражданина, подлежащих зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности с учетом его работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов) (п. 59 Положения N 256).
Кроме того, представляются:
- заключение военно-врачебной комиссии - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе;
- заверенные в установленном порядке документы о назначении или избрании гражданина депутатом, членом Совета Федерации и др. - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием (назначением);
- заверенная в предусмотренном порядке копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с вступлением в законную силу указанного приговора;
- заявление гражданина о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.
Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее чем за два месяца до истечения этого срока. Дата увольнения гражданина по данному основанию указывается в приказе должностного лица.
При увольнении с альтернативной службы работодатель должен:
- выдать гражданину под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями (п. 68 Положения N 256);
- приобрести проездные документы.
Обратите внимание! В соответствии с п. 69 Положения N 256 работодатель обязан в течение трех рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, о прекращении с ним срочного трудового договора.
Об оплате труда гражданина, проходящего альтернативную службу
Какова продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную службу? Продолжительность рабочего времени для таких граждан, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 20 Федерального закона N 113-ФЗ). Напомним, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
Обратите внимание! Если гражданин проходит альтернативную службу в военном медучреждении в качестве медицинского персонала, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).
Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, где идет служба, при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются Положением N 256. В пункте 43 данного положения сказано, что в этом случае время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках (за каждые трое суток участия в таких мероприятиях гражданину предоставляются двое суток отдыха (как правило, по окончании мероприятий)).
Каков порядок оплаты труда гражданина, проходящего альтернативную службу? Оплата труда такого работника производится в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда (п. 2 ст. 20 Федерального закона N 113-ФЗ).
Например, приказами Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 N 462н, 463н, от 25.09.2008 N 522н, 523н установлены примерные размеры должностных окладов для работающего персонала в системе "Здравоохранение".
Обратите внимание! При установлении должностных окладов лицам, проходящим альтернативную гражданскую службу, необходимо помнить, что размер заработной платы указанных лиц не может быть меньше МРОТ, утвержденного законодательством РФ. В Апелляционном определении Челябинского областного суда от 19.05.2014 N 11-4980/2014 арбитры пришли к выводу, что законодательством не предусмотрено понуждение работодателя повышать заработную плату до величины прожиточного минимума.
Гражданин, проходящий альтернативную службу, может быть привлечен к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, так как ни ТК РФ, ни положения законодательства об альтернативной службе не содержат каких-либо ограничений по данному поводу. При этом оплата труда производится согласно правилам, установленным ст. 152, 153 ТК РФ.
В заключение отметим, что на основании ч. 2 ст. 328 УК РФ уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается преступлением и наказывается штрафом в сумме до 80 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Уклонением от альтернативной гражданской службы могут быть признаны, в частности:
- неявка без уважительной причины к месту прохождения службы в предписанные сроки;
- неоднократное самовольное оставление рабочего места;
- отказ заключить срочный трудовой договор с работодателем;
- досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы путем обмана.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"