Проектное финансирование: игра краплеными картами
Журнал "Саморегулирование & Бизнес", N 10, октябрь 2015 г.
В России и во внекризисные времена сильно недоставало инвестиций, в кризис их дефицит возрос на порядок. Между тем нужны новые способы привлечения капитала. Одним из них является проектное финансирование, которое доказало свою эффективность во многих странах. У нас это направление только развивается, хотя говорится о нем давно. Однако в нынешних сложных условиях пора от слов переходить к делу.
От теории к практике
Проектное финансирование - это один из самых дорогих финансовых механизмов, оно применяется обычно там, где организаторы проектов не могут предоставить кредиторам ликвидные залоги. Обычно деньги выдаются на определенных условиях, причем в качестве главного кредитора не всегда выступает тот, кто дает средства. Так, когда рыли железнодорожный туннель под Ламаншем, был собран синдикат из 214 коммерческих банков. Была создана специализированная организация, которая выполняла функции контроля и организатора пула заемщиков.
Этот пример дает представление о двух основных китах проектного финансирования: первый - оно осуществляется при неполном или полном отсутствии залога; второй - создается строгая система бюджетирования, мониторинга и контроля за расходованием средств при реализации проекта. Обычно после того, как израсходована одна порция денег, дается добро на использование очередного кредитного транша.
В этой связи важное значение имеет создание SPV (от англ. special purpose vehicle) - компании специального назначения, или "проектной компании", организованной для реализации определённого проекта или для определённой цели. SPV позволяет эффективно управлять отдельными бизнес-процессами, финансовыми потоками. Обычно ее создают с нуля, под каждый конкретный проект. Этот принцип применяется для того, чтобы она не тянула за собой старых хвостов, что позволяет делать ее прозрачной, легко поддающейся бухгалтерскому и финансовому контролю.
Национальные особенности проектного финансирования
В России есть примеры использования проектного финансирования для реализации, можно сказать, грандиозных проектов. Пожалуй, главный из них - строительство олимпийских объектов в Сочи. Правда, если это и проектное финансирование, то следует добавить к этому словосочетанию еще одно слово - административное проектное финансирование. Правительство командным путем определило кредитора, в качестве которого чаще всего выступал Внешкэкономбанк. По крайней мере, через него проходил основной поток денег. Понятно, что никого SPV не создавалось, деньги расходовались при минимальном контроле. Первоначальная смета на проведение Олимпийских игр в Сочи равнялась 1,57 млрд. долл. В конечном итоге потратили свыше 50 млрд. долл. Это свидетельствует о том, что качество оценки расходов было крайне плохим. Есть примеры, когда стоимость объектов превышала сметную многократно.
Другой неудачный пример связан со строительством в Иркутской области завода по инициативе Роснано по выпуску кристаллов из монокристаллического кремня - деталей, без которых не обходится ни один современный гаджет. Кредитором выступил один из крупных российских частных банков. Предприятие было построено, однако во время его проектирования и строительства никто не обратил внимание на то, что неподалеку на китайской стороне сооружалось аналогичное производство. А так как продукция там была дешевле на 40%, заказчики стали покупать именно ее. В итоге наш завод попал в тяжелое финансовое состояние, а банк зарекся в ближайшее время заниматься подобными проектами.
Такая ситуация проистекает в немалой степени по причине отсутствия у нас соответствующего закона. В свое время Министерство экономического развития подготовило его проект, но дальше первого чтения в Государственной думе он не продвинулся. Один из наших главных экспертов по проектному финансированию Владимир Егоров объясняет, в чем причина этой остановки.
У нас далеко не всегда правильно понимают суть этого инструмента, объясняет он. Проектное финансирование - это дорогое финансирование, но вовсе не финансирование по любой цене. Поэтому оно должно сопровождаться целым рядом условий, без которых оно может превратиться в разорительную профанацию.
В проекте закона о проектном финансировании было несколько важных частей. Первая часть касалась источников финансирования. Но был принят закон о секьюритизации активов, и законодатели сочли, что он в целом решает эту проблему. С чем в общем можно согласиться. А вот другой вопрос в документе не получил должного решения. Не была предусмотрена система бюджетирования и мониторинга реализации проекта и прохождения денежных средств. Это очень важно, так как согласно российскому законодательству, если банк не является главным кредитором, он лишается права контролировать поведение заемщика, который оказывается бесконтрольным. Поэтому возникает необходимость в создании промежуточного юридического лица, но этот вопрос в рамках текста законопроекта не удалось решить.
Еще одна важная тема - это подготовка специалистов по проектному финансированию, продолжает Владимир Егоров. Это сложный механизм и далеко не всем финансистам он по зубам. Готовить и координировать проекты на основе этого инструмента должны квалифицированные люди. В России их мало, но это не повод, чтобы допускать дилетантов. Поэтому возникла идея давать специальную лицензию. Но ее отвергли, так как никто не захотел взять на себя дополнительную нагрузку.
Что получилось в результате, - резюмирует эксперт. Нет закона, нет и четкого определения, что такое проектное финансирование. А это важно, так как под этим соусом могут подаваться самые разные блюда. Не случайно, что в развитых экономиках такие законодательные акты приняты, есть там и соответствующие дефиниции. Поэтому всем понятно, что это за инструмент и как им пользоваться. При этом наличие закона открывает возможность использовать его не только для больших проектов, но для малых и средних. В том числе инновационных. Все дело в том, что тут важен не столько масштаб задачи, а ее результат. А его невозможно получить без анализа всех ее параметров. Кстати, на эти цели уходит до 10% всех затрат. Ведь проекты по схеме проектного финансирования имеют повышенные риски, а потому и привлекаемые заемные средства обычно более дорогие. Поэтому так важно оценить еще на первоначальном этапе возможные рыночные условия, какую прибыль можно получить в конечном итоге.
Мы наш, мы новый мир построим
Несмотря на отсутствие законодательства, реализация проектов на принципах проектного финансирования набирает обороты. В свое время высшее руководство страны дало соответствующую команду, и этого оказалось достаточно, чтобы мотор заработал.
Банки готовятся к подаче на рассмотрение Межведомственной комиссии (МВК) десятка предложений, работа над которыми была приостановлена в конце прошлого года на фоне резкого роста процентных ставок в экономике.
Для России программа уникальна с точки зрения внедрения механизма разделения рисков между государством, банком и инициатором проекта. Минэкономразвития уже рассмотрело 27 проектов в различных сферах экономики. По словам заместителя министра экономического развития РФ Николая Подгузова, одобрено 13 проектов стоимостью 145 млрд. руб в сфере сельского хозяйства, энергетической и транспортной инфраструктуры, промышленности, телекоммуникаций. Общий объем кредитования отобранных банками проектов предполагается на уровне 104 млрд. руб., объем задействованных госгарантий - 26 млрд. руб., требуемый объем рефинансирования Банком России оценивается примерно в 100 млрд. рублей.
Задействован процесс инвестирования средств Фонда Национального благосостояния в крупные инфраструктурные объекты. Но дело это не простое, подготовить настоящий проект - трудоемкая задача. Однако Минэкономразвития за последние несколько лет в этом плане серьезно продвинулось, уверяет Николай Подгузов.
Минэкономразвития России отобрало четыре банка для участия в программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования. Решение принято 26 декабря 2014 года на первом заседании межведомственной комиссии при Минэкономразвития по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций.
Но можно ли назвать то, что сейчас делается, подлинным проектным финансированием? В стоящих в очередь на реализацию инфраструктурных проектах львиная доля инвестиций приходится на государство и всего около 16% на частных инвесторов. Видимо, качество того продукта и предлагаемых нами инструментов недостаточно высоко, чтобы заинтересовать их, признается заместитель министра экономики.
В таком случае хочется спросить, а что имеет место быть? Все дело в том, что в мире этот механизм завязан на использовании частного капитала. Так, в упомянутом выше одном из основных инфраструктурных проектов Европы - туннелем под Ламаншем - государственные деньги не использовались. У нас же все наоборот, основной инвестор - государство. В итоге мы получаем некое социалистическое проектное финансирование. Даст ли оно ту отдачу, на которую рассчитывают? Сомнения очень большие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.