Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2015 N 303-КГ15-10066
А.В. Сусанов,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2015 г.
В комментируемом Определении ВС РФ от 02.09.2015 N 303-КГ15-10066 рассмотрен спор, касающийся возврата переплаты страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ввиду того, что организация их перечисляла по максимальному тарифу без учета скидок.
При этом организация подавала в ФСС документы, которые подтверждали основной вид ее деятельности, указанный таковым в ЕГРЮЛ. Однако фактическая деятельность организации по коду ОКВЭД относилась к подвиду заявленной и соответствовала более низкому страховому тарифу (4,1%).
Позднее страхователь представил в фонд документы, подтверждающие, что он фактически осуществлял деятельность с более низким тарифом, а также заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов. Но контролирующий орган отказался вернуть переплату, ссылаясь на то, что тариф был установлен на основании документов, поданных самим страхователем. Организация самостоятельно указывала основной вид осуществляемой ей экономической деятельности, который соответствует 32-му классу профессионального риска и страховому тарифу в размере 8,5%; данный код соответствует коду, содержащемуся в ЕГРЮЛ.
Суды всех инстанций указали на то, что фонд незаконно отказался вернуть переплату по взносам "на травматизм", поскольку переплата образовалась из-за того, что страхователь неправильно определил основной вид деятельности и поэтому применял более высокий тариф.
Итак, страхователь обязан уплачивать страховые взносы на травматизм в установленные сроки (пп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ*(1)).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ взносы уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ).
Порядок отнесения деятельности к классу профессионального риска и подтверждения основного вида деятельности страхователя регулируется правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), и Административным регламентом N 178н*(2).
Согласно п. 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (п. 9 Правил N 713).
Основной вид деятельности подтверждается страхователем ежегодно не позднее 15 апреля в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55) (п. 11 Правил N 713, п. 18 Административного регламента N 178н).
В силу п. 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. При этом согласно п. 3 Порядка N 55, п. 18 Административного регламента N 178н страхователь должен представить в ФСС:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Если страхователь, осуществляющий несколько видов экономической деятельности, не представил в срок подтверждающие документы, основной вид деятельности присваивает ему ФСС. При этом основным считается тот вид деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых страхователем (п. 5 Порядка N 55, п. 13 Правил N 713, п. 63 Административного регламента N 178н).
Также если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (п. 14 Правил N 713).
Из указанного следует, что принятие решения об определении класса профессионального риска отнесено к компетенции фонда на основании поданной страхователем информации, подтвержденной соответствующими доказательствами.
При этом в п. 5 Порядка N 55 и п. 14 Правил N 713 указана фраза на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой страхователем деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного страхователя. Кроме того, тариф не может быть установлен по виду деятельности, который фактически не осуществляется. Также основной вид деятельности нельзя определить только по документам.
Поскольку страхователь подтвердил, что фактически занимался деятельностью с более низким тарифом, то есть уплачивал в заявленный период страховые взносы по установленному фондом завышенному тарифу - 8,5% - вместо тарифа 4,1%, у него возникла переплата, которую можно вернуть, обратившись с заявлением в фонд. Этим правом организация и воспользовалась.
Причем ФСС, отказывая в возврате переплаты, не представил доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является деятельность, позволяющая ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 32-му классу профессионального риска и тарифу 8,5%.
На основании изложенного суд правомерно поддержал требование организации об обязанности вернуть переплату по страховым взносам "на травматизм".
Возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов производится в соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(2) Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утв. Приказом Минтруда РФ от 06.09.2012 N 178н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"