Налоговая политика России на 2016-2018 годы
К. Завьялов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2015 г.
Разработчики "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" предложили внести ряд изменений в порядок налогообложения и налогового администрирования. Часть мер уже реализована.
Летом 2015 года Минфин России представил "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (далее - Основные направления). Документ разработан во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года. Рассмотрим наиболее важные планируемые изменения и меры, которые уже нашли реализацию в федеральных законах.
Налог на прибыль
Авансовые платежи. Разработчики Основных направлений предложили повысить в 1,2-1,5 раза суммовой критерий, который позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль только по итогам квартала. Данная мера необходима в целях сохранения оборотных средств организации, которые направляются на уплату ежемесячных авансовых платежей, и она уже реализована.
С 1 января 2016 года организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации*(1) не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, будут уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода*(2).
Вновь созданные организации также смогут уплачивать авансовые платежи поквартально, если выручка от реализации в месяц и в квартал не превысит 5 и 15 миллионов рублей соответственно*(3).
Амортизация основных средств. С учетом постоянно увеличивающейся стоимости основных средств предложено повысить пороговое значение стоимости амортизируемого имущества. Это позволит списывать в расходы для целей расчета налога на прибыль стоимость недорогого оборудования единовременно в момент ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.
Соответствующие изменения уже внесены в Налоговый кодекс и будут применяться с 1 января 2016 года*(4). Организации получат право списывать в затраты единовременно имущество стоимостью не более 100 000 рублей.
Однако в бухгалтерском учете основных средств в качестве материально-производственных запасов по-прежнему следует принимать объекты стоимостью не более 40 000 рублей*(5). Если законодатели не уравняют указанные выше суммы, то организации, применяющие ПБУ 18/02 *(6), будут вынуждены отражать разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом.
Льготы для промышленных предприятий. Разработчики предлагают предоставить субъектам РФ право по снижению до 10 процентов ставки налога на прибыль в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения, а также применять к таким предприятиям ставку в размере 0 процентов в части, поступающей в федеральный бюджет. В зависимости от решения субъекта РФ объем средств, сэкономленных организацией при получении такой налоговой льготы (в совокупности по федеральной и региональной частям налога на прибыль), сможет полностью покрывать понесенные ей капитальные затраты. При этом для субъекта РФ сохранится возможность устанавливать и иные объемы льготирования в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.
НДС
Вычет по НДС 0 процентов. На операции, облагаемые по ставке 0 процентов, предполагается распространить общий порядок применения налоговых вычетов. Это позволит сократить срок возмещения НДС и не отвлекать часть оборотных средств на уплату налога. Иными словами, организации-экспортеры будут наравне с прочими плательщиками НДС принимать предъявленный налог к вычету по мере постановки приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на учет и получения от поставщиков (исполнителей) счетов-фактур.
На сегодняшний день организации-экспортеры производят вычет НДС на последнее число квартала, в котором они собрали документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки*(7).
Вычет НДС с авансов. Планируется предоставить налоговым агентам право принимать к вычету НДС, перечисленный в составе авансового платежа. Порядок такого вычета будет аналогичен применяемому при перечислении предварительной оплаты в счет оплаты товаров (работ, услуг)*(8).
Напомним, согласно действующей редакции главы 21 Налогового кодекса нормы о вычете НДС с сумм авансов (предоплат) на налоговых агентов не распространяются*(9).
В Основных направлениях также выражено мнение, что отказ от обложения НДС авансовых платежей в настоящее время нецелесообразен. Это может привести к ухудшению положения налогоплательщиков-покупателей, а также к бюджетным потерям.
Более того, предлагается установить обязанность налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, в случае, если поставка не состоялась в течение определенного времени.
Налоговое администрирование
Институт предварительного налогового контроля. В качестве формы налогового администрирования, направленной на снижение судебных споров, предложено создание института предварительного налогового контроля. Он представляет собой процесс передачи налогоплательщиком информации по своим планируемым сделкам в инспекцию, взамен чего последняя предоставляет информацию о налоговых последствиях этих сделок.
По мнению разработчиков Основных направлений, данная мера поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения. Также она даст налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговиками, поскольку предоставление полной и достоверной информации освободит от риска применения налоговых санкций. Инспекторы же смогут сократить временные издержки при проведении проверок.
Снятие налоговой тайны. В целях расширения возможностей организаций и индивидуальных предпринимателей по получению данных о своих контрагентах предложено расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне.
Доступ к информации об отчетности (факт представления и показатели деклараций), средней численности персонала, средней зарплате, сумме уплаченных налогов поможет подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности.
Противодействие уклонению от уплаты налогов. Разработчики Основных направлений отметили необходимость введения мер, направленных на противодействие злоупотреблениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и незаконным возмещением налогов из бюджета. В этих целях предложено четко закрепить на законодательном уровне механизмы, ограничивающие использование фирм-однодневок, а также налоговых схем с использованием офшорных компаний.
Эти изменения не должны затронуть добросовестных налогоплательщиков.
КГН. Ряд предложений касается консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). В частности, для обеспечения стабильности налоговых условий для ведения бизнеса до 2018 года целесообразно продление на период до 1 января 2019 года действующего в 2015 году ограничения на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН.
В то же время предлагаются и некоторые нововведения:
- обеспечение доступа должностных лиц финансовых органов субъектов РФ к некоторым сведениям о налогоплательщиках, входящих в состав КГН, которые в настоящее время составляют налоговую тайну;
- ограничения на частоту внесения изменений в состав участников КГН;
- изменение правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам, направленное на их смягчение (коснется тех случаев, когда применение трансфертных цен не приводит к серьезному перераспределению налоговой базы между регионами и позволяет нивелировать эффект от продления ограничения на создание новых групп).
Трансфертное ценообразование. В отношении правил трансфертного ценообразования предложен ряд мер, которые позволят снизить издержки налогоплательщиков в период кризиса:
- увеличение с 1 миллиарда до 2-3 миллиардов рублей (с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции) суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми;
- введение суммового или иного критерия существенности в целях представления документации или в целях проведения (непроведения) контроля (например, критерий: если сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн. руб.).
Налоговая амнистия физических лиц. Разработчики Основных направлений предложили предоставить ряду физических лиц государственные гарантии, направленные на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства, в случае добровольного декларирования доходов и имущества, полученных путем таких нарушений.
Данное предложение было реализовано в Федеральном законе от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ, статья 4 которого предусматривает, что декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются от ответственности за правонарушения, связанные с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями. При этом факт представления декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сами сведения не могут быть использованы в качестве основания для производства по делу о налоговом правонарушении в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества.
Представление декларации не корреспондирует с необходимостью уплаты налогов.
НДФЛ
Освобождение от уплаты НДФЛ. В рамках указанной выше налоговой амнистии физических лиц не облагаются НДФЛ доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученные при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение таких доходов*(10).
Освобождение осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий*(11):
- плательщик НДФЛ представил в инспекцию одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении перечисленных выше доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) на дату ее ликвидации;
- процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) завершена до 1 января 2017 года.
В случае продажи указанного выше имущества плательщики будут вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму, равную стоимости имущества по данным учета ликвидированной организации на дату ее ликвидации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению об освобождении доходов*(12), но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав)*(13).
Страховые взносы
На период 2016-2018 годов предполагается сохранение на уровне 2015 года тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ в отношении большинства их плательщиков.
Одновременно будет происходить постепенный вывод отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.
Акцизы
Освобождение от уплаты акцизов. В числе антикризисных мер по поддержке экспорта и в связи с существенным удорожанием услуг по предоставлению банковских гарантий было предложено упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте (по аналогии с подтверждением обоснованности применения нулевой ставки НДС).
Данное предложение уже частично реализовано.
Так, с 1 июля 2015 года право на освобождение от уплаты акциза без представления банковской гарантии дано организациям, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от обложения акцизами операций (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента), составляет не менее 10 миллиардов рублей и если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации по акцизам прошло не менее трех лет*(14).
При этом для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты, а также возмещения сумм акциза, уплаченных и подлежащих налоговым вычетам, организация в течение шести месяцев, исчисленных с 25-го числа месяца, в котором у нее возникла обязанность представления декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых операций*(15), обязана представить в налоговую инспекцию по месту регистрации ряд документов. В их числе:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
- таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками российского таможенного органа;
- копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских таможенных органов.
Ставки. В 2016-2017 годах планируется сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах.
Спецрежимы
Налоговые льготы для малого бизнеса. В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства внесены предложенные Основными направлениями изменения в порядок применения специальных налоговых режимов*(16):
- расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (далее - ПСН);
- право на применение двухлетних "налоговых каникул" по УСН и ПСН распространено на деятельность в сфере бытовых услуг;
- субъекты РФ вправе устанавливать в пределах от 0 до 6 процентов (в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности) налоговые ставки для "упрощенцев", применяющих объект налогообложения "доходы";
- представительные органы муниципальных образований и законодательные органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе устанавливать ставки ЕНВД в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Уплата налогов самозанятыми лицами. С целью упрощения процедур уплаты налогов самозанятыми лицами предлагается предусмотреть соответствующие особенности применения ПСН. Это позволит уплачивать налог в связи с применением ПСН и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу одного окна одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж, и без права заниматься иными видами деятельности кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж.
Однако, по мнению автора, реализация принципа одного окна невозможна в условиях сохранения действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Согласно ей индивидуальный предприниматель платит взносы по итогам года и в зависимости от совокупного дохода.
Важные направления налоговой политики РФ в 2016-2018 годах (в части налога на прибыль, НДС, страховых взносов и акцизов)
/-------------\ /-----------------------------------------------------\
| | |Авансовые платежи. Повысить в 1,2-1,5 раза суммовой |
| | |критерий, согласно которому авансовые платежи |
| | |производят по итогам квартала. |
| Налог на | |Амортизация ОС. Повысить пороговое значение стоимости|
| прибыль | |амортизируемого имущества до 100 000 рублей. |
| |---|Льготы для промышленных предприятий. Предоставить |
| | |субъектам РФ право по снижению до 10% ставки налога |
| | |на прибыль в части, поступающей в бюджет субъекта РФ,|
| | |для вновь создаваемых предприятий промышленности, |
| | |осуществляющих капитальные вложения, а также |
| | |применять к таким предприятиям ставку в размере 0% в |
| | |части, поступающей в федеральный бюджет |
\-------------/ \-----------------------------------------------------/
/-------------\ /-----------------------------------------------------\
| | |Операции, облагаемые по ставке 0%. Распространить на |
| | |них общий порядок применения налоговых вычетов. |
| | |Вычет НДС с авансов: |
| НДС | |- предоставить налоговым агентам право принимать к |
| |---|вычету НДС, перечисленный в составе авансового |
| | |платежа; |
| | |- установить обязанность налогоплательщика |
| | |восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому |
| | |платежу, в случае если поставка не состоялась в |
| | |течение определенного времени. |
\-------------/ \-----------------------------------------------------/
/-------------\ /-----------------------------------------------------\
| Страховые | |Тарифы. Сохранение на уровне 2015 года в отношении |
| взносы в | |большинства плательщиков. |
|государствен-|---|Льготы. Постепенный вывод отдельных льготных |
| ные | |категорий плательщиков на общеустановленный тариф. |
|внебюджетные | | |
| фонды РФ | | |
\-------------/ \-----------------------------------------------------/
/-------------\ /-----------------------------------------------------\
| | |Тарифы. Сохранение ставок акцизов на прежнем уровне. |
| Акцизы |---|Льготы. Упрощение процедуры подтверждения |
| | |обоснованности освобождения от уплаты акциза при |
| | |экспорте. |
\-------------/ \-----------------------------------------------------/
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 249 НК РФ
*(2) п. 3 ст. 286 НК РФ в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ (далее - Закон N 150-ФЗ)
*(3) п. 5 ст. 287 НК РФ в ред. Закона N 150-ФЗ
*(4) п. 1 ст. 256 НК РФ в ред. Закона N 150-ФЗ
*(5) п. 5 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
*(6) утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н
*(7) п. 3 ст. 172, п. 9 ст. 167 НК РФ
*(8) п. 12 ст. 171 НК РФ
*(9) п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ; письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@
*(10) п. 60 ст. 217, подп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ
*(11) абз. 2, 3 п. 60 ст. 217 НК РФ
*(12) абз. 2 п. 60 ст. 217 НК РФ
*(13) ст. 105.3 НК РФ
*(14) п. 2.1 ст. 184 НК РФ
*(15) ст. 204 НК РФ
*(16) Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.