Установка арочного металлодетектора в учреждении физической культуры и спорта
Н. Фимина,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
Обеспечение высокого уровня безопасности для учреждений физической культуры и спорта является чрезвычайно актуальной задачей, особенно если планируются спортивные мероприятия, на которых будет присутствовать большое количество зрителей. Обеспечение безопасности достигается в том числе путем установки на территории учреждения арочного металлодетектора. В данной статье мы рассмотрим эту ситуацию с точки зрения бухгалтера организации.
Что такое арочный металлодетектор?
Металлодетекторы предназначены для обнаружения запрещенных к проносу в соответствующее здание или сооружение предметов, например оружия и взрывных устройств. Существуют два основных типа металлодетекторов: динамические и статические. Динамические реагируют только на движущиеся металлические предметы. Статические - как на движущиеся, так и на неподвижные.
По конструктивному исполнению металлодетекторы делятся на ручные, портативные приборы неселективного или слабоселективного действия и стационарные токовихревые устройства арочного (реже стоечного) типа.
Принцип работы металлодетектора связан с созданием электромагнитного поля. Внутри внешней поисковой катушки металлодетектора - передающей рамки - провод, по которому перемещается электрический ток.
Установка металлодетектора - право или обязанность?
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта" (далее - Постановление N 202) определены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности спортивных зданий и сооружений.
В соответствии с п. 15 данного документа порядок оснащения металлодетекторами объектов спорта зависит от присвоенной им категории опасности. На объектах, отнесенных к первой категории опасности, в обязательном порядке устанавливаются стационарные металлообнаружители. На объектах второй категории опасности - стационарные металлообнаружители или ручные металлоискатели. На объектах, причисленных к третьей категории опасности, - ручные металлоискатели.
Таким образом, наличие арочных металлодетекторов обязательно не везде. Исключения составляют случаи, когда обязанность по установке металлодетектора прямо предусмотрена в соответствующем региональном нормативном акте.
Напомним, что согласно п. 8 Постановления N 202 к объектам спорта первой категории опасности относятся:
- объект спорта, расположенный на территории субъекта РФ, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) пять и более террористических актов;
- объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит более 500 человек;
- объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба - больше 500 млн. руб.
Следует иметь в виду: если на входе в здание установлен арочный металлодетектор, стоит предусмотреть альтернативный путь движения мимо рамки. Таковы рекомендации Минспорта. Их выполнение обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям (Приказ Минспорта РФ от 09.07.2014 N 578).
На практике порой возникают ситуации, когда организация получает предписание контролирующего органа или прокуратуры о необходимости обеспечить наличие арочного металлодетектора при отсутствии соответствующей обязанности в нормативных правовых документах. В данном случае такое предписание нужно выполнить (см., например, Решение Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан) от 05.04.2011 по делу N 2-2241/2011).
Нужно ли утвердить положение о пропускном режиме?
На наш взгляд, сформулировать во внутреннем документе правила, связанные с функционированием арочного металлодетектора, необходимо. Во-первых, руководствуясь этим документом, ответственные сотрудники учреждения смогут надлежащим образом среагировать, если металлодетектор обнаружит запрещенные к проносу предметы. Во-вторых, наличие соответствующего внутреннего регламента поможет при возникновении споров с посетителями учреждения физической культуры и спорта.
Так, по материалам одного из дел (см. Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27.01.2011 по делу N 2-212/11) посетитель учреждения пытался через суд получить денежную компенсацию в связи с незаконным личным досмотром возле арочного металлодетектора.
В суде гражданин привел следующие аргументы. Перечень случаев, в которых может производиться досмотр граждан и их личных вещей, четко определен действующим законодательством. В частности, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществляться только в рамках производства по делам об административных правонарушениях либо в рамках уголовного судопроизводства, а также для пресечения административных правонарушений и преступлений. Во всех прочих случаях применение указанных мер по отношению к гражданам не допускается. Кроме того, в соответствии со ст. 27.2, 27.3 и 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, вправе проводить только сотрудники перечисленных в названных статьях силовых структур. В рассматриваемом случае учреждение, на территории которого функционировал арочный металлодетектор, этими правами наделено не было.
Суд в удовлетворении требований гражданина отказал со ссылкой на внутренний документ учреждения "О пропускном и внутриобъектовом режиме" (все действия производились в рамках локального акта). Как подтверждено в судебном решении, о принудительном личном досмотре в данной ситуации речи не идет. Посетителю предлагалось показать содержимое сумки в добровольном порядке, личный же досмотр проводится независимо от воли гражданина. Помимо прочего, осмотр не предполагал физического контакта сотрудника охраны с посетителем и его вещами.
Как отразить приобретение арочного металлодетектора в учете?
Арочный металлодетектор, приобретенный учреждением, принимается к учету в качестве основного средства, поскольку отвечает всем присущим ОС признакам (п. 38 Инструкции N 157н*(1)). Срок полезного использования данного устройства составляет более 12 месяцев. Кроме того, металлодетектор предназначен для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций).
В соответствии с п. 44, 53 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов. Таким образом, при выборе счета учета основных средств необходимо опираться на указания ОКОФ. До 2016 года продолжает действовать классификатор ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: к какому коду ОКОФ относится арочный металлодетектор? По данному вопросу имеются три точки зрения. Первая заключается в следующем. Многозонный арочный металлодетектор нужно относить к коду ОКОФ 14 3699000 "Машины и оборудование, не включенные в другие группировки". Вторая позиция состоит в том, что арочные металлодетекторы необходимо причислять к группе "Машины и оборудование", код ОКОФ 14 3319290 "Приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации прочие". Согласно третьей точке зрения применению подлежит код ОКОФ 19 0009000 "Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках".
На наш взгляд, более обоснованной является первая точка зрения. Арочные металлодетекторы не совсем подходят под понятие "приборы и аппаратура для охранной сигнализации". Так, в соответствии с ведомственным нормативным правовым документом Р 78.36.032-2013 "Инженерно-техническая укрепленность и оснащение техническими средствами охраны объектов, квартир и МХИГ, принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны. Часть 1. Методические рекомендации" (утвержден МВД РФ 11.12.2013) под системой охранной сигнализации понимается совокупность совместно действующих технических средств обнаружения проникновения (попытки проникновения) на охраняемый объект, сбора, обработки, передачи и представления в заданном виде информации о проникновении (попытки проникновения) и другой служебной информации. Основное же назначение арочного металлодетектора - не фиксация попытки проникновения, а поиск запрещенных к проносу на соответствующую территорию предметов.
К подразделу "Машины и оборудование" относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. Как мы указали выше, в отношении арочного металлодетектора наличие данного признака как раз характерно.
Таким образом, применение кодов ОКОФ 14 3319290 и 19 0009000 необоснованно: арочный металлодетектор необходимо относить к коду ОКОФ 14 3699000 "Машины и оборудование, не включенные в другие группировки".
Напомним, что у объектов основных средств, включенных в амортизационные группы I-IX, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп (п. 44 Инструкции N 157н).
С 2016 года классификатор ОКОФ будет обновлен. Вступает в силу Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, в котором предусмотрен код 330.28.99.39.190 "Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки".
Пример
Государственное бюджетное учреждение физической культуры и спорта за счет субсидий на выполнение государственного задания приобрело стационарный арочный металлодетектор стоимостью 50 000 руб.
Услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий не облагаются НДС при условии их соответствия положениям Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Письмо ФНС РФ от 10.12.2014 N ГД-4-3/25567). Предъявленный поставщиком НДС учитывается в стоимости имущества на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.
В учете сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы на приобретение арочного металлодетектора | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 50 000 |
Погашена задолженность перед поставщиком | 4 302 31 830 | 4 201 11 610 Забалансовый счет 18 | 50 000 |
Принято основное средство к бухгалтерскому учету | 4 101 34 310 | 4 106 31 310 | 50 000 |
Доходы в виде предоставленной учреждению субсидии на выполнение государственного задания, а также произведенные за счет субсидии расходы не учитываются при расчете налога на прибыль.
При организации бухгалтерского учета арочного металлодетектора может возникнуть вопрос, не относится ли детектор к категории особо ценного движимого имущества. Здесь стоит вспомнить, что в понятие особо ценного движимого имущества входит движимое имущество, без которого осуществление учреждением уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538. А в Приказе Минспорттуризма РФ от 28.12.2010 N 1436 приведены виды особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении данного ведомства. Из этих документов следует, что в подавляющем большинстве случаев об отнесении арочного металлодетектора к особо ценному имуществу говорить нельзя.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"