Какие подарки законны?
С. Степанов,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
Статья 575 ГК РФ накладывает ограничения на возможность получения подарков лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, служащими и работниками госорганов отдельных категорий. Узнаем, какие подарки законны, что нужно предпринять получателю, чтобы презент не принес неприятности.
Что такое подарок и чем он отличается от взятки?
Как следует из ч. 1 ст. 572 ГК РФ, подарком может быть не только какая-то вещь, но и имущественное право или освобождение от имущественной обязанности. В той же статье указаны два главных признака подарка:
- безвозмездность;
- переход в собственность одариваемого.
Если вещь получена гражданином на время, то есть не стала его собственностью (например, автомобиль, переданный по доверенности на полгода без взимания арендной платы), или если получатель заплатил за нее определенную сумму (допустим, купил автомобиль), эта вещь не считается подарком.
Необходимо также отличать подарок от взятки. Грань здесь тонкая, но все же есть (п. 1 ст. 290 УК РФ). Когда у одариваемого возникает обязанность выполнить в обмен на подарок определенные действия и они связаны со служебным положением получателя, подарок будет расценен как взятка. Взяткой могут считаться деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконно оказываемые услуги имущественного характера (предоставление имущественных выгод: например, бесплатное строительство дачи или прощение долга). Взяткодателями выступают физические или юридические лица, взяткополучателями - лица должностные.
К сведению. Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными являются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию:
а) осуществляют функции представителей власти:
- выполняют организационно-распорядительные функции;
- выполняют административно-хозяйственные функции;
б) служат или работают в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Обратите внимание на такую характеристику взятки, как предварительная договоренность в совершении (или несовершении) определенных действий. Допустим, если студент преподнес своему преподавателю на день рождения дорогой сотовый телефон в надежде на более лояльное отношение к себе впоследствии, то названное действие может быть квалифицировано как дарение. Но если телефон передан накануне экзамена в обмен на хорошую оценку в зачетке, значит, между лицами имелась договоренность, что одариваемый совершит конкретные действия, и это взятка.
Стоимость подарка, выступающего в качестве встречного обязательства либо вознаграждения за действия, связанные с должностным положением получателя, значения не имеет - взяткой может быть даже флакон духов, преподнесенный за внеочередное выделение путевки на санаторно-курортное лечение.
При установлении факта получения взятки следует учесть п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 24*(1). Согласно указанному документу если должностное лицо приняло деньги или услуги имущественного характера за совершение действий, хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям, то фактом получения взятки данное действие считать нельзя.
В качестве примера можно привести взимание материального вознаграждения заведующим кафедрой вуза с родителей одного из абитуриентов за его подготовку к вступительным экзаменам. В этом случае репетитор не использовал ни организационно-распорядительные, ни административно-хозяйственные полномочия. Однако если он за определенное вознаграждение впоследствии помог своему подопечному при поступлении, включив его в так называемый особый список (то есть использовал свои служебные полномочия для достижения оговоренного результата), то содеянное будет квалифицироваться как получение взятки.
Кто подпадает под "подарочные санкции"?
Перечень лиц, имеющих ограничения в части получения подарков, приведен в ст. 575 ГК РФ и уточнен в п. 1 Типового положения*(2). В частности, к ним относятся:
- лица, замещающие государственные (муниципальные) должности;
- государственные (муниципальные) служащие;
- служащие ЦБ РФ;
- работники ПФР, ФСС, ФФОМС;
- работники иных организаций, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов;
- работники организаций, созданных для выполнения задач, которые поставлены перед федеральными государственными органами;
- работники образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Включение в указанный перечень вовсе не означает полный запрет на получение подарков, но требует соблюдения ряда установленных правил.
По смыслу ст. 575 ГК РФ даритель не должен быть зависим от получателя подарка (зависимость может выражаться в следующих формах: лечение, содержание, воспитание, должностное положение, исполнение должностных обязанностей), то есть зависимость от одариваемого - главный критерий определения лиц, которые не могут выступать в качестве дарителей. Так, руководитель, получивший на юбилей сотовый телефон от благодарных подчиненных, подпадает под действие ст. 575, поскольку телефон вручен в связи с должностным положением.
Обратите внимание, что зависимость может быть не только прямой (когда гражданин находится на лечении, содержании или воспитании в государственном (муниципальном) учреждении). От лиц, состоящих в родственных и близких отношениях с данным гражданином (родители, дети, супруги), должностным лицам тоже нельзя принимать подарки.
В СМИ иногда размещаются комментарии юристов, согласно которым на рядовых учителей, врачей и других работников бюджетной сферы правило о запрете подарков не распространяется - оно действительно лишь для руководителей бюджетных учреждений. Однако пп. 2 п. 1 ст. 575 ГК РФ включает в группу лиц, не имеющих право на получение дорогих подарков, всех работников перечисленных в статье организаций, в том числе образовательных, медицинских, социальных.
Стоимость подарка
Вторым критерием, регламентирующим прием подарков, является цена. Если цена безвозмездно передаваемой вещи или оказываемой услуги не превышает 3000 руб., дарение допустимо. Однако получение подарков с более высокой стоимостью в силу положений п. 1 ст. 575 ГК РФ запрещено.
Хотя многие и считают указание стоимости подарка моветоном, чек, "забытый" в коробке с презентом, может помочь его получателю определиться со своими дальнейшими действиями. Например, директору школы на Новый год родители учеников подарили электрочайник стоимостью 2999 руб. 99 коп., что зафиксировано в чеке. Значит, подарок законный, даже несмотря на то что в соседнем магазине аналогичный товар стоит 3000 руб. 01 коп. Директор школы входит в группу лиц, на которых распространяются "подарочные санкции", но чек, подтверждающий, что ценовой порог не пройден, дает право на получение указанного подарка.
Если чека нет, то контролирующие органы, узнавшие о "подозрительном" электрочайнике, могут поинтересоваться ценой презента и, выяснив ее в том же соседнем магазине, наказать директора за нарушение закона - так как он принял дорогой подарок.
Условия получения подарка представим в таблице:
Зависимость дарителя | Имеется | Не имеется | |
Стоимость подарка | |||
До 3000 руб. | Подарок законный* | Подарок законный*** | |
Свыше 3000 руб. | Подарок незаконный** | Подарок законный**** | |
* Например, банка клубничного варенья, врученная завучу бабушкой одного из учащихся. ** Скажем, квартира, переведенная в собственность соцработнику одним из его подопечных. *** Допустим, цветы, преподнесенные незнакомцем красивой девушке, работающей старшей медсестрой. **** Например, дачный участок, переписанный родителями на сына, являющегося государственным служащим. |
Подарок вручен на официальном мероприятии
У лиц с ограниченными в части получения подарков возможностями может возникнуть вопрос: как быть с торжественным вручением чего-либо на официальных мероприятиях? Что делать в таких случаях?
Документы, регламентирующие получение "официальных" подарков
Регламента получения подобных подарков для работников бюджетных учреждений найти не удалось. Лишь для медработников и руководителей медорганизаций есть ограничение, установленное пп. 1 п. 1 ст. 74 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", - запрет принимать подарки в виде денежного вознаграждения (в том числе в виде оплаты развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха), независимо от суммы, и участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет следующих организаций:
- разработчиков, производителей и (или) продавцов лекарственных препаратов, медицинских изделий;
- владельцев права на использование торгового наименования лекарственного препарата;
- оптовых торговцев лекарственными средствами;
- представителей аптек.
А вот действия чиновников - лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, государственных (муниципальных) служащих, служащих ЦБ РФ, работников ПФР, ФСС, ФФОМС, иных организаций, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, - регламентированы Типовым положением и внутриведомственными документами, разработанными в соответствии с этим положением.
Согласно п. 2 ст. 575 ГК РФ запрет на дарение не распространяется на случаи, связанные с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными событиями.
С указанной нормой перекликается п. 3 Типового положения, в силу которого незаконными считаются только подарки, не предусмотренные законодательством.
Хотя понятие "получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей" напрямую не раскрыто в Типовом положении, оно тем не менее регламентирует порядок получения разрешенных презентов. Но зато данное понятие раскрыто в документах, разработанных на основе Типового положения, Например, в п. 2 Положения о подарках для служащих Росреестра*(3) сказано: получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.
В Типовом положении говорится и о получении материальной ценности в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями, служебными командировками.
Делаем вывод: если подарок чиновник получил официальным путем в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей либо во время протокольных и других официальных мероприятий, служебных командировок, то такой подарок можно принять.
Уведомление о подарке
Следует учесть, что в случае получения подарка на официальном мероприятии одариваемый не сразу становится обладателем. В силу п. 4 Типового положения чиновники, на которых распространяется действие указанного документа, обязаны уведомлять своего работодателя*(4) обо всех случаях дарения, независимо от цены подарка (получил букет или коробку конфет - сообщи согласно регламенту).
Обратите внимание: речь здесь идет только о подарках, полученных в связи со служебными командировками, протокольными и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей. Например, букет цветов, подаренный коллегами на день рождения, к этим подаркам не относится.
Порядок уведомления об "официальных" подарках предусмотрен п. 5-6 Типового положения.
Не позднее трех рабочих дней со дня получения презента чиновник должен сообщить о нем своему работодателю, заполнив соответствующий бланк*(5) и передав (при наличии) документы, подтверждающие стоимость полученной материальной ценности (кассовый, товарный чек и т.д.).
Если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее трех рабочих дней со дня возвращения командированного.
Когда не зависящая от подаркополучателя причина помешала подать уведомление в указанные сроки, подтверждающий это обстоятельство документ предоставляется не позднее следующего дня после устранения такой причины.
Один экземпляр уведомления с отметкой о регистрации остается у получателя подарка, другой направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа либо соответствующий коллегиальный орган фонда или иной организации, образованный согласно законодательству о бухгалтерском учете (далее - комиссия или коллегиальный орган).
Передача подарка на хранение
После уведомления подарок, независимо от его размера, веса и срока годности, по акту приема-передачи должен быть передан на хранение*(6) ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации), как того требует п. 8 Типового положения. Обратите внимание: это правило касается только лиц, замещающих государственную (муниципальную) должность, и не распространяется на работников и служащих ЦБ РФ, ПФР, ФСС, ФФОМС, иных организаций, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, которые поставлены перед федеральными государственными органами. Названные лица передают на хранение лишь подарки, стоимость которых выше 3000 руб. или неизвестна (п. 7 Типового положения).
Подарок должен быть принят на хранение по акту приема-передачи не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале.
А если одариваемый потеряет, съест или сломает то, что ему было передано? Тогда он будет нести за это ответственность, установленную п. 9.
Какова же дальнейшая судьба переданных материальных ценностей? Если стоимость подарка не превышает 3000 руб., он будет возвращен получателю (п. 10).
Когда цена выше указанной суммы, в силу п. 2 ст. 575 ГК РФ подарок признается федеральной или муниципальной собственностью, собственностью субъекта РФ.
Что делать с подарком, стоимость которого неизвестна - нет чека или других подтверждающих документов? При принятии к бухгалтерскому учету стоимость такой "темной лошадки" определяется на основе действующей рыночной цены или прайса на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях. При необходимости для этого может быть привлечена комиссия или коллегиальный орган. Сведения о рыночной цене могут быть засвидетельствованы документально. При невозможности подтверждения (например, если чиновнику подарили авторскую работу) стоимость устанавливается экспертным путем (п. 10 Типового положения).
Действия чиновников при получении подарка
Категории получателей | Лица, замещающие государственную (муниципальную) должность | Работники и служащие госорганов | |
Действия | |||
Уведомление о подарке, стоимость которого... | ...до 3000 руб. | Да | Да |
...свыше 3000 руб. | Да | Да | |
...неизвестна | Да | Да | |
Сдача подарка, стоимость которого... | ...до 3000 руб. | Нет | Да |
...свыше 3000 руб. | Да | Да | |
...неизвестна | Да | Да |
Согласно регламенту уполномоченное структурное подразделение (уполномоченный орган, организация) - хранитель подарка - должно включить принятую к бухгалтерскому учету материальную ценность, стоимость которой превышает 3000 руб., в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта РФ (реестр муниципального образования) (п. 11 Типового положения).
Какова дальнейшая судьба сданного на хранение дорогого подарка?
Чиновник, сдавший подарок, может его выкупить - такое право установлено п. 12 Типового положения. Для этого не позднее двух месяцев со дня сдачи указанной вещи он должен направить на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление. Обратите внимание, что стоимость подарка и размер выкупа могут различаться. Размер выкупа определяет оценщик, к которому обращается хранитель подарка. В течение трех месяцев со дня поступления заявления выкупаемая вещь должна быть оценена, ее стоимость сообщена заявителю. Если условия выкупа устраивают последнего, то в течение месяца он выкупает подарок, если нет - отказывается от приобретения.
Невостребованный подарок может использоваться государственным (муниципальным) органом, фондом или иной организацией для обеспечения своей деятельности. Однако п. 14 Типового положения содержит оговорку: подарок должен использоваться целесообразно. Решение о целесообразности принимает комиссия или коллегиальный орган.
Приведенный алгоритм не касается подарков, изготовленных из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. Типовое положение дополнилось п. 13(1), согласно которому драгоценности сразу передаются в Гохран для зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.
Другие невостребованные подарки, использование которых было признано нецелесообразным, выставляются на торги. Руководителю государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации необходимо обратить внимание: перед тем, как материальная ценность пойдет на продажу, следует провести ее оценку именно для торгов (п. 15 Типового положения).
Средства, вырученные от реализации или выкупа подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета.
Невыкупленные подарки по решению руководителя организации - хранителя подарка либо выставляются на повторные торги, либо безвозмездно передаются благотворительной организации, либо уничтожаются (п. 17 Типового положения).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".
*(2) Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10.
*(3) Положение о сообщении федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупа) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утв. Приказом Росреестра от 06.03.2015 N П/103. Аналогичные регламенты разработаны Минобразования, Росздравнадзором, Росжелдором, Счетной палатой и др.
*(4) Государственный (муниципальный) орган, фонд или иная организация, в которых получатели подарка проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность.
*(5) Форма уведомления о получении подарка приведена в приложении к Типовому положению.
*(6) Порядок передачи подарка на хранение установлен п. 7 Типового положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"