Мне 20 лет и я сирота. Я выпустилась из приюта и меня отправили учиться в училище, где я проучилась два года. После учебы я родила сперва одну, потом следом вторую дочь. Никогда не работала нигде. Недавно собралась встать в центр занятости на учет как сирота и отучиться на кого-нибудь. Собрала документы и пришла туда, но мне сказали, что я не могу встать на учет, так как я работала еще в приюте на какой-то детской адаптации. Я должна принести трудовую книжку, которой у меня нет. Написала заявление в прокуратуру, которая даже не пошевелилась. Оказывается, в приюте мне подсунули какой-то договор, я его по дурости подписала. Этот договор гласит о том, что я работала и получила какие-то деньги, которых я не видела. Поспрашивала у всех сирот, у которых такие же договора, им тоже ничего не платили. То есть деньги исчезли, и я не помню, чтобы работала там. Пошла в центр занятости населения объяснять им, что не работала и не получала денег, принесла им выписку из СНИЛСа, что нет никаких перечислений, в банке в тот период никаких счетов на меня не было открыто. Получается наш директор приюта присвоила деньги 7 человек себе. Теперь я не могу из-за этого обратиться в центр занятости населения. Приют расформировали, трудовую мне никто не дает. Прокуратура отмахнулась этим "липовым" договором. Я была несовершеннолетняя и за меня должна была решать воспитательница, но у нее никто ничего не спрашивал. Даже заместитель директора приюта подтвердила, что этой программы не было в 2009 году. Что мне делать в данной ситуации?
Вы имеете право на пособие по безработице в размере среднего заработка, сложившегося в регионе. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время должно рассматриваться как участие в программе летней занятости подростков, а не как поиск работы.
То обстоятельство, что имеется договор, по которому Вы фактически не работали, не может быть признано работой, лишающей Вас права при последующем обращении в органы занятости населения статуса лица, впервые ищущего работу из числе детей-сирот, а потому не является основанием для утраты права на получение дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством.
За защитой своих прав Вы вправе обратиться в Роструд (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
На основании ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
В соответствии с п. 2 ст. 30 указанного закона пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.