Правомерно ли привлечение к административной ответственности бюджетного учреждения по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ за нарушение установленных Федеральным законом N 223-ФЗ*(1) сроков внесения информации о заключенном договоре в реестр договоров на официальном сайте www.zakupki.gov.ru?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2015 г.
Поскольку ответственность, установленная ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, применяется за нарушение предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок, нарушение срока размещения информации о заключенном договоре в реестр договоров на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, так как в настоящее время единая информационная система в сфере закупок в эксплуатацию не введена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" Федеральному казначейству надлежит обеспечить ввод ее в эксплуатацию не позднее 01.01.2016 (Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2015 N А26-3320/2015).
Обоснование. Частью 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ сроков публикации в единой информационной системе в сфере закупок сведений о закупке товаров, работ, услуг, размещение которых предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 названной статьи.
Бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе*(2), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 обозначенного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ. Напомним: для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в вышеперечисленных случаях, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-Ф3 и разместить его до начала года на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Частью 1 ст. 4.1 Федерального закона N 223-Ф3 предусмотрено, что Федеральное казначейство обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения названного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством РФ.
В части 10 ст. 8 Федерального закона N 223-Ф3 говорится, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные этим законом, размещаются на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством РФ.
Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 (далее - Правила N 1132), которым установлено, что включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 01.01.2015 и до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение указанного реестра осуществляется на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Указанные правила начали действовать с 01.01.2015, за исключением пп. "ж", "з", "л" и "м" п. 2 - в части включения документов в реестр договоров, заключенных по результатам закупки. Они вступят в силу с 01.01.2016.
Согласно п. 2 Правил N 1132 (в части, подлежащей применению с 01.01.2015) в реестр включаются следующие информация и документы:
1) наименование заказчика;
2) сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме, а также закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
3) дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);
4) дата заключения договора и номер договора (при наличии);
5) предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения;
6) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):
- в отношении юридического лица - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;
- в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;
7) информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров (далее - договоры с субподрядчиками);
8) информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками;
9) номер извещения о закупке (при наличии).
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ заказчики вносят в реестр договоров информацию и документы, установленные Правительством РФ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора. Несоблюдение указанного срока является нарушением.
Вместе с тем ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ конкретизировано, что административная ответственность по ней наступает за нарушение не просто сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг в Интернете, а именно размещения в единой информационной системе в сфере закупок.
К указанной статье КоАП РФ законодателем не предусмотрено никаких примечаний, устанавливающих, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность применяется в случае нарушения сроков размещения информации на официальном сайте РФ в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, как, например, это предусмотрено в примечании к ст. 7.30 КоАП РФ. При этом названное примечание, как следует из его содержания, на другие статьи КоАП РФ не распространяется.
В настоящее время единая информационная система в сфере закупок в эксплуатацию не введена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 36 Федеральному казначейству надлежит обеспечить ввод ее в эксплуатацию не позднее 01.01.2016. С учетом изложенного нарушение срока размещения информации на сайте www.zakupki.gov.ru не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Отсутствие события административного правонарушения в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2015 N А26-3320/2015).
Вместе с тем следует отметить, что контрольные органы по данному вопросу имеют иную точку зрения, и отстаивать свою правоту учреждению придется, скорее всего, в суде.
1 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"