При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения иногда выявляются следующие нарушения:
- допускаются ошибки при расчете затрат, входящих в себестоимость цены на оказание платной услуги;
- не всегда соблюдаются утвержденные прейскурантом цены при заключении договоров с юридическими лицами на оказание платных услуг;
- цены на платные услуги не покрывают издержки учреждения на оказание данных услуг;
- стоимость услуги, оказываемой за счет средств субсидий, значительно выше стоимости аналогичной услуги, осуществляемой на платной основе.
Как правильно определить стоимость платной услуги?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2015 г.
Стоимость услуги, оказываемой учреждением на платной основе, определяется в соответствии с требованиями, установленными нормативным актом, определяющим правила оказания платных услуг. В случае отсутствия нормативных актов, регламентирующих данный вопрос, работники учреждения самостоятельно рассчитывают цену платной услуги, при этом учитывают следующие моменты:
- в стоимость должны быть включены все затраты, которые несет учреждение на оказание названной услуги;
- себестоимость услуги увеличивается на наценку, причем учреждение помнит о том, что оно не создано с целью получения прибыли;
- цена платной услуги не должна быть ниже стоимости услуги, оказываемой за счет средств субсидий.
Обоснование. При определении стоимости платной услуги учреждение должно руководствоваться нормативными актами, регулирующими этот вопрос, юридическая сила которых распространяется на данные учреждения. В качестве примера такого документа можно привести Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации", утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 25.05.2015 N 309. Только в случае отсутствия подобного документа учреждение действует самостоятельно и, исходя из общеэкономических принципов ценообразования, исчисляет цену на платную услугу, при этом:
1) рассчитывает затраты на оказание услуги;
2) исчисляет затраты на содержание имущества;
3) применяет наценку на услугу. Размер наценки определяется в соответствии с положениями нормативных актов либо с учетом цен на аналогичную услугу, сложившихся на рынке. При применении наценки следует помнить о том, что:
а) учреждение является некоммерческой организацией и получение прибыли не является его первостепенной задачей;
б) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, правовыми актами устанавливается наценка, которая учитывается при определении цены на такую продукцию. Например, Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.05.2010 N 282 "Об установлении предельной наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, расположенных на территории Нижегородской области" определено, что предельная наценка (включая торговую надбавку) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, расположенных на территории Нижегородской области, не должна превышать 50% к ценам приобретения сырья и покупных товаров. Эта наценка не является обязательной к применению в следующих случаях (при условии ведения раздельного учета затрат по производству и реализации продукции):
- при организации специальных мероприятий (праздничных вечеров, вечеров отдыха и др.);
- при реализации продукции собственного производства и покупных товаров, реализуемых за пределами образовательных учреждений;
- при организации мест для питания повышенной комфортности (кафе, барах, отдельных линиях раздачи пищи с продукцией более сложного приготовления по отдельному меню), с условием наличия в образовательном учреждении предприятия общественного питания, реализующего продукцию (товары) с применением предельной наценки;
4) полученную расчетным путем цену на платную услугу сравнивает с ценой на аналогичные услуги, оказываемые другими учреждениями, коммерческими организациями. Если цена в значительной степени отличается, рекомендуем сделать ее пересчет. Разница между ценой услуги, оказываемой учреждением на платной основе, и ценой услуги, оказываемой за счет средств субсидий, выделяемых учреждению, должна быть обоснованной (применением надбавки, использованием более дорогостоящих материалов, удорожающих услугу и т.п.);
5) по завершении всех вышеперечисленных действий утверждает цену услуги (приказом руководителя учреждения по согласованию с учредителем) и отражает ее в прейскуранте на информационном табло, установленном в учреждении, и на сайте учреждения. Копия приказа об утверждении перечня платных услуг и цен (тарифов) либо о внесении в него изменений направляется учредителю (если он выставляет такое требование).
1 ноября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"