Работник находился на длительном листке нетрудоспособности (4 месяца). Последний больничный лист закрыт с кодом 32. Работника направили на ВТЭК. На медкомиссии работнику присвоили II группу инвалидности (рабочую), выдали индивидуальную программу реабилитации инвалида. В рекомендациях об условиях труда указано, что возможен труд в специально созданных условиях. Конкретные условия (что возможно выполнять работнику по состоянию здоровья) в данной программе реабилитации прописаны не были. Профессия работника - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования с классом вредности 3.1., согласно карт аттестации рабочего места. Работодатель направил запрос в медицинское учреждение, выдавшее индивидуальную программу реабилитации, с просьбой указать конкретные виды работ или противопоказания, которые работник может или не может выполнять по состоянию здоровья. Также он отстранил работника от работы без начисления заработной платы на основании статьи 76 ТК РФ до момента получения документов из медицинского учреждения.
1. Правильно ли поступил работодатель, отстранив работника от работы без начисления заработной платы, так как в данной ситуации вины работника нет? На основании ст. 76 ТК РФ в случае отстранения от работы не по своей вине оплата за время отстранения производится как за простой.
2. Не должен ли был работодатель вместо отстранения от работы направить работника на внеочередной медицинский осмотр, оплатив его и время прохождения работником данного медицинского осмотра?
1. Да, работодатель поступил правильно. Работодатель обязан отстранить (не допускать) работника от работы, которая противопоказана ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. В соответствии с выданным работнику заключением, его труд в прежних условиях невозможен, он возможен только в специально созданных условиях. Следовательно, работу, обусловленную трудовым договором, он выполнять больше не может. Однако в данном случае и перевести работника на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья работодатель пока не может, поскольку он должен предложить такому работнику имеющуюся у него работу, соответствующую требованиям, предусмотренным медицинским заключением, а в медицинском заключении не указано какую работу работник может выполнять. В этой связи действия работодателя по отстранению работника от работы являются правомерными.
2. Работодатель не должен был проводить внеочередной медосмотр, поскольку ситуация описанная в вопросе не является основанием для направления работника на внеочередной медосмотр.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.
В соответствии со ст. 73 ТК РФ работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.
В силу п. 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, оформленном в соответствии с п. 43 "Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", утвержденного вышеуказанным Приказом.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.